Газета выходит с октября 1917 года Saturday 14 декабря 2019

Атомный ледокол «Сибирь» заложен в городе на Неве

Петербург — абсолютная мировая столица атомного ледоколостроения. В мире всего девять судов такого типа, и все построены в нашем городе. Сейчас строятся еще три

Второй атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь» был заложен вчера  на Балтийском заводе как продолжение серии из трех двухосадочных ледоколов, что предполагает их возможность работать как в арктических водах, так и в устьях рек.

Напомним, строительство атомных ледоколов пока только наша прерогатива. Всего в мире девять ледоколов и еще лихтеровоз с ледокольным носом. Все они — российские. Никто в мире, кроме нас, не делал суда подобного класса.

Фото: ООО «Балтийский завод — Судостроение»

Кстати, практически все были построены в Северной столице — на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе. Так что наш город — мировая столица атомного ледоколостроения. 

Лихтеровоз строили в Керчи. И корпуса речных ледоколов «Вайгач» и «Таймыр» собирались на верфи в Финляндии. Но потом в Ленинграде на них устанавливали ядерные реакторы. Последний — «50 лет Победы» — был заложен в 1989 году, а достроен и вступил в строй в 2007-м.

Сейчас ООО «Балтийский завод — Судостроение» продолжает традицию. 5 ноября 2013 года там был заложен головной атомный ледокол этого проекта «Арктика». Судно уникальное — оно самое большое и мощное в мире. При этом двухосадочное, что позволяет работать не только на океанских и морских глубинах, но и в устьях рек.

В декабре 2017-го «Арктика» должна быть достроена. Но еще в мае 2014 года, увидев, что «Балтийский завод — Судостроение» справляется с заказом, «Росатомом» был заключен контракт на строительство серии — еще двух ледоколов этого проекта. Стоимость контракта — 84,4 миллиарда рублей. Суда должны быть сданы соответственно в 2019 и 2020 годах.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил в ходе торжественной церемонии, что Россия должна входить в Арктику «хорошо вооруженной технологиями, кораблями и средствами связи, чтобы чувствовать себя там комфортно и хозяевами», отметив при этом: России нужны не только подобные суда, но и плавучие атомные станции.

Работать ледоколы будут в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы. Они будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем (со сжиженным природным газом) с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки Атлантического и Тихого океанов. Ключевым транспортным узлом должен стать порт Сабетта, бывший вахтовый поселок Ямало-Ненецкого округа. Там сейчас строится центр по производству сжиженного газа.

Справка «ВП»

Технический проект атомохода разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Длина ледоколов проекта 22220 — 173,3 м, ширина — 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 8,55 м, водоизмещение — 33,54 тыс. тонн. Способен ломать лед толщиной 2,9 метра. Атомоход будет оборудован атомной энергетической установкой нового типа РИТМ-200.

↑ Наверх