Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

«Аварийное» самообслуживание?

В Петербурге ДТП предлагается оформлять без участия ГИБДД

Петербург вошел в список из четырех регионов, в которых будет проводиться эксперимент по оформлению дорожно-транспортных происшествий без участия сотрудников ГИБДД. Водителям предложат протоколировать ДТП самостоятельно и понаблюдают, как это у них получится. Если проблем не возникнет, эксперимент распространят на всю страну.

Инспектор ГИБДД не только фиксирует ДТП, но и выступает арбитром в конфликтной ситуации


Инициатором нововведения стал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, возглавляющий правительственную комиссию по безопасности дорожного движения. Хотя ничего принципиально нового в самой идее нет — оформление аварий без привлечения гибэдэдэшников предусмотрено евро­протоколом. А европротокол в России утвержден законодательно еще в мае 2009 года. Так что уже больше трех лет отечественные водители имеют право оформлять ДТП самостоятельно, если в нем оказалось не больше двух машин, нет пострадавших, а предполагаемая сумма ущерба не превышает лимит в 25 тысяч рублей. 

Игорь Шувалов предложил смягчить условия по самостоятельному оформлению ДТП и полностью отменить лимит. Водители должны будут своими силами фиксировать последствия аварии — видеокамерой или хотя бы сотовым телефоном, заполнять типовые извещения о происшествии и рисовать схему. После этого каждый может ехать по своим делам, а уже потом разбираться со страховщиком. Пока все это будет возможно только в рамках эксперимента, участниками которого, кроме Петербурга, выбраны Ленинград­ская область, Москва и Московская область. 

— Эксперимент заведомо обречен на провал, — уверена Наталья Емельянцева, старший инспектор по пропаганде отдела ГИБДД Центрального РУВД, — потому что это еще одна популистская мера, на практике она неприменима. Судите сами: сейчас более 90% всех аварий относятся к мелким, водители и так имеют по закону право оформлять такие ДТП самостоятельно. Но согласно нашей статистике, в 80% случаев участники все равно звонят в ГИБДД и вызывают инспектора. Что изменится, если отменят лимит? 

По мнению инспектора, немалая часть сложностей, связанных с оформлением ДТП, — психологического характера. Например, если участник аварии предполагает, что является виновником, он может попросту скрываться от своего страховщика. Тогда невозможно установить даже сам факт ДТП. 

— А бывает, водитель уже через сутки после происшествия обзаводится целой толпой свидетелей, — рассказывает Наталья Емельянцева, — и если инспектор на место не выезжал, как узнать, настоящие это свидетели или нет? Автолюбители и сами прекрасно знают, что из-за подобных уловок виновный может уйти от ответственности, поэтому предпочитают сразу же вызывать ГИБДД. Есть и сложности технического характера — учесть все обстоятельства и правильно составить схему аварии может только профессионал.

Предложение Игоря Шувалова создало ту редкую ситуацию, когда независимые эксперты полностью разделяют точку зрения представителей официальных инстанций.

— Нововведение не приживется, — считает руководитель петербургской общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Шумак. — Практика самостоятельного оформления ДТП не оправдывает себя по двум причинам. Во-первых, водители не знают, как протоколировать аварию. Во-вторых, боятся подвоха. А инспектор ГИБДД в таких ситуациях выступает не только как специалист, но и как арбитр.

↑ Наверх