Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Авиакомпании просят разрешения продавать «двойные» билеты

Это может привести к появлению «лишних» пассажиров

Российские авиакомпании обратились в Минтранс с просьбой разрешить им продавать «двойные» билеты. Дело в том, что практика так называемого овербукинга (продажи двух билетов на одно кресло) широко распространена за рубежом. Таким образом российские авиаперевозчики надеются покрыть убытки, которые они терпят в результате опозданий пассажиров на рейс и их отказов от полета в последний момент.

Европейские и американские компании, как правило, продают больше билетов, чем есть мест в самолете, а перед полетом объявляют: мест на всех не хватает и ищут добровольцев, которые готовы получить солидную компенсацию.

А что будет делать авиаперевозчик, если ни один из пассажиров не захочет ждать следующий рейс? Жребий бросать?

— В нашем законодательстве не прописано, как и каким образом авиакомпания должна компенсировать затраты, если были проданы лишние билеты на рейс, хотя такое случается не так уж редко, — пояснил корреспонденту «ВП» Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России. — Тем не менее, в законе оговаривается: если задержка вылета произошла по вине перевозчика, то он должен компенсировать пассажиру 3% от стоимости билета за каждый час простоя. То есть, если билет стоит, к примеру, 3000 рублей, то компенсация двухчасовой задержки составит всего 180 рублей.

За рубежом овербукинг распространен преимущественно на тех маршрутах, где рейсы осуществляются часто, — например, каждый час. Тогда задержка для пассажира не будет так чувствительна. В то же время должен соблюдаться некий разумный баланс. То есть авиакомпания может застраховаться от опозданий пассажиров, продав на 100 мест, например, 103 билета, а может и 110. Тут многое будет как раз зависеть от размера компенсации, он должен быть весомым, чтобы у авиакомпании не возникло соблазна увеличивать число лишних билетов сверх разумных пределов.

Пассажирам могут добавить головной боли

Но в любом случае перевозчикам овербукинг выгоден. Процент незаполненных мест на рейсах из-за опозданий достаточно значителен, поэтому, допустим, если сейчас три места в полете пустуют, а билет стоит, скажем, пять тысяч, то компания теряет 15 тысяч рублей. Когда они будут заполнены, перевозчик наоборот заработает эти 15 тысяч, а на компенсации «лишним» пассажирам уйдет в разы меньше.

— В то же время для пассажиров это будет головная боль, — считает Анатолий Голов. — Многим нужно попасть в пункт назначения к какому-то определенному сроку, например, бизнесмену на деловую встречу, и тут он узнает, что у него — лишний билет. Если все же овербукинг разрешат в России, авиакомпании обязаны будут всеми доступными средствами доводить до сведения пассажиров информацию о том, что они могут не попасть на рейс.

↑ Наверх