Автобусов и грузовиков на газе в Петербурге станет больше
А тем временем городские коммунальные предприятия опаздывают с исполнением городской программы по переводу транспорта с нефтяного на газомоторное топливо
Еще 39 газобаллонных автобусов к 45 существующим должен закупить город для ГУП «Пассажиравтотранс» в этом году, если власти Петербурга выделят на эти цели деньги и не будет секвестрирования бюджета. Об этом корреспонденту «ВП» на заседании рабочей группы по вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива в Петербурге сообщил генеральный директор ГУП «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин. Также компания «Газпром газомоторное топливо» в дополнение к двум существующим в Петербурге и двум в Ленинградской области газозаправкам построит еще три — в Пушкине, на Кубинской улице и на проспекте Стачек.
Заседание, в котором приняли участие представители Министерства промышленности, Министерства энергетики, правительства города и профильных заводов и компаний, которые могут поспособствовать импортозамещению в этой отрасли, — то ежегодное совещание, которое проходит в Петербурге во исполнение программы внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе до 2023 года. Цели программы — как экологические вроде снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду, так и экономические — повышение финансовой эффективности автомобильных перевозок. Среди задач программы — замена техники на государственных предприятиях, реконструкция автопарков и ремзон.
Экономия при переходе с дизельного топлива и бензина на газ в 2023 году для бюджета должна составить около 9,5 миллиарда рублей, из них 3,9 миллиарда должны сэкономить бюджету госпредприятия общественного транспорта. Для этого автопарки предприятий, подведомственных городским комитетам, должны перевести на газ 1929 единиц грузовиков и спецтехники, а перевозчики пассажиров — 1231 автобус. Также к этому времени должно быть построено 26 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
Сейчас ГУП «Пассажиравтотранс» — единственный государственный перевозчик пассажиров — эксплуатирует 45 автобусов на компримированном газе. Машины были закуплены в 2013 году. 30 автобусов предприятие приобрело за собственный счет, 15 автобусов закупил комитет по транспорту за средства бюджета.
Как сообщили корреспонденту «ВП» в «Пассажиравтотрансе», после года эксплуатации автобусов с февраля 2014-го по февраль 2015 года использование компримированного газа, учитывая его стоимость, дало экономию расходов по статье «Топливо» в размере 38,7 процента.
Согласно городской программе в 2015 году должны быть закуплены еще 39 газобалонных автобусов. Но, как сообщил корреспонденту «ВП» Андрей Лызин, здесь все будет зависеть от воли городских властей и мероприятий по секвестрированию бюджета, который инициировал Смольный. Одним словом, будут деньги — будут автобусы. И пока комитет по транспорту программу исполняет. А вот автотранспортные предприятия других комитетов отстают. Комитет по благоустройству должен был в 2014 году закупить 12 машин спецтехники на газе, а в 2015-м — еще 14 машин. Но пока газовой техники на государственных предприятиях в сфере уборки улиц нет.
Кстати, когда «газовую» программу только внедряли, планировалось переоборудовать 7-й парк «Пассажиравтотранса» для того, чтобы тот мог обслуживать автобусы на газе, а потом уже закупать машины. Но произошло все наоборот. Но Андрей Лызин объяснил, что никакого несоответствия логике развития газовой отрасли нет:
— Пока автобусы на гарантии, их обслуживает дилерский центр. Где-то через год гарантия закончится. К тому времени одно из зданий 7-го автопарка будет переоборудовано в соответствии со всеми техническими и нормативными требованиями. Продолжается обучение персонала.
Понятно, что необходимым условием для внедрения газомоторного топлива в городе является увеличение количества заправок и их нахождение вблизи автопарков. Как рассказали корреспонденту «ВП» в компании «Газпром газомоторное топливо», сейчас в городе построены две АГНКС и две в области — в Тосно и в Тихвине. В Петербурге одна расположена на Пулковском шоссе. Там одновременно могут заправляться 4 автобуса. Еще одна в Сестрорецке — там газозаправочный модуль на многотопливной АЗС партнерской компании. Правда, по программе должно быть три стационарных АГНКС. Но как пояснил источник в газотопливной компании, единственное, что тормозит развитие сети АГНКС, это процедура выделения земельных участков. Но процесс идет. И в следующем году, как указано выше, газозаправочные станции будут построены в Пушкине, на Кубинской улице, рядом с парком «Пассажиравтотранса», и на проспекте Стачек.
Также работает передвижной автогазозаправщик (ПАГЗ) «Титан 4». Эта мобильная установка позволяет производить забор компримированного природного газа (КПГ) на стационарной газозаправочной станции и транспортировать топливо на территорию любого автопарка для осуществления заправки техники. Использование ПАГЗ существенно минимизирует холостой пробег транспорта до места заправки. Объем ПАГЗ равен 10,2 тысячи кубов, и он способен обеспечить более 180 заправок машин с объемом газовых баллонов 60 нм³. «Титан 4» позволяет заправлять два транспортных средства одновременно, расчетное время на выполнение операции — 10 — 15 минут. Сейчас он обслуживает машины «Автопарк №1 «Спецтранс», который перевел всю свою технику на газ (там гибридные двигатели, которые позволяют использовать в качестве топлива как бензин, так и газ. — Прим. авт.).
Маркетинговой программой компании, кроме строительства АГНКС, также запланировано оборудование модулями КПГ обычных АЗС компаний-партнеров. Что же касается загрузки АГНКС, то сейчас ведется работа по заключению соглашений с потенциальными потребителями. Сейчас в Петербурге и Ленинградской области подписано 18 таких соглашений о намерениях с автотранспортными предприятиями. В общем, потребителей ждут.
***
Справка «ВП»:
Как топливо в мире используется два вида газов — пропан-бутановая смесь и природный газ. Первое — это жидкий углеводородный газ, получаемый путем нефтепереработки. На газозаправочные станции пропан-бутан доставляют автоцистернами, сливая в емкости для хранения.
Второе — природный газ. Он на 98% состоит из метана. На автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) газ поступает по газопроводу. Здесь топливо проходит очистку, осушку, сжатие (компримирование), после чего подается на заправочную колонку. По сути, это топливо, которое попадает в бак автомобиля прямо с месторождения. В него невозможно что-либо добавить, и изменить состав.
В Петербурге хотят перевести технику на природный газ.