Авторское бесправие в цифровую эпоху, или все книги отныне — бесплатные?
Нынешний Книжный салон запомнился не только встречами с писателями и изобилием новых книг, но и семинаром «Авторское право в цифровую эпоху». Корреспондент «ВП» Федор Дубшан, сам давно перешедший на электронные книги, скачиваемые из Сети, выслушал обе стороны — как издателей, теряющих из-за пиратов миллионы рублей, так и пиратов XXI века, промышляющих в море Интернета
Цифровая информационная революция — уже свершившийся факт, не менее важный, чем изобретение книгопечатания в XV веке. Книга, которая попадает от писателя к издателю, а от того к читателю, потихоньку становится анахронизмом.
Информация теперь может тиражироваться неограниченно, с небывалой легкостью. Она переносится с одного конца Земли на другой в мгновение ока. Она становится доступной всем желающим. Могут ли сохраняться неизменными в такой ситуации отношения автора с читателем? Нужен ли тогда посредник — издатель? Зачем теперь библиотеки? Что делать с интернет-пиратством? Во что превратится нынче литература?
«А потом мы потеряем все»
Ответа на эти вопросы безмолвствующая публика, к сожалению, не получила. Встреча была открытой. Но разговор, полный специальных терминов, скорее шел «для своих». Проще говоря, юристы, библиотекари, издатели обсуждали не то, как по-новому строить отношения, а то, как поставить под контроль новые явления. В основном говорили о нюансах запретительного законодательства. Тут единства не было: одни, скажем, утверждали, что необходим реестр произведений, другие говорили, что закон должен работать и без этого. И те, и другие сетовали, что закон катастрофически не работает.
Подзаголовок темы встречи гласил: «Как соблюсти баланс интересов авторов, издателей и читателей?»
Но речь о какой-то самостоятельной деятельности писателей в новых условиях не шла. «Автор — человек творческий, он не может сам за себя постоять», — звучали мнения. «Издатель — лучший защитник автора».
Про читателей тоже особенно никто не вспоминал. Говорили, впрочем, про пиратов, злостно копирующих книги в Интернете; грозили им немалыми штрафами. «Ничего в корне вся эта электронная литература не меняет, — сказал кто-то. — То же самое, что и всегда».
— Проблема номер один — это бесплатные файлы, — директор издательства «Симпозиум» Александр Кононов был настроен пессимистичней остальных». Проблема номер два, не такая крупная, — это продолжающееся обнищание населения. Но тут уже вопрос не к нам, а к политике правительства... Главное, что населению объяснили: книги отныне бесплатные. Как-то раз я час простоял в компьютерном магазине около отдела с ридерами. Из четырех человек, которые пришли прицениться, трое спросили продавца: «Я правильно понимаю, что, купив эту штуку, я больше никогда не буду платить за книги?» И получили положительный ответ.
Все это приведет к тому, что писатели не смогут жить на гонорары. Переводчики тоже выпадут из индустрии. И мы, издательская отрасль — это мое глубокое убеждение — последняя рентабельная отрасль культуры. Все остальные отрасли культуры в стране нерентабельны уже сейчас. Что будет дальше? Деградация страны ускорится. Литература приобретет провинциальный, графоманский, поверхностный характер.
По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в прошлом году книжный рынок просел примерно на 7%. В этом году — на 12%. Вдумайтесь, пожалуйста. Падение на 12% на любом языке мира называется катастрофой. Только по-русски это называется временными трудностями.
«Публика обидится»
Молодой человек в черной рубашке, почти весь семинар промолчавший, оказался членом регионального конвента Пиратской партии России Александром Фроловым, то есть злейшим оппонентом всей издательской публики.
На плече у него было нашито изображение паруса, оно же одновременно латинская буква «P».
— Партию нам не могут зарегистрировать уже года три. Говорят, что мы пираты, грабим людей, рассекаем на кораблях и тому подобное. Но название мы менять не хотим — из принципа. Тут, конечно, есть с нашей стороны небольшой эпатаж.
Но, на мой взгляд, все дело в смене формата, а не в пиратах. Электронные книги — они удобнее, экологичнее, место не занимают.
Конечно, есть проблема с тем, что люди любят качать на халяву. Мы против того, чтобы авторы лишались гонораров. Но есть ведь уже механизмы, когда люди платят деньги прямо автору. Тут есть проблема: люди просто не умеют покупать в Интернете. У многих нет банковских карточек. Все время видишь, как куча народу стоит в очереди, чтобы оплатить коммунальные услуги, счет на телефоне. Хотя можно дома нажать на сайте две кнопки — и все в порядке. Но сменится, может быть, поколение, и люди научатся. Вот пример не из литературной, а из музыкальной индустрии: Земфира выпустила альбом и выложила его в Интернет бесплатно. И сразу же — 25 тысяч покупок. А главное, люди же пойдут к ней на концерт. Куча денег! А «Би-2» пару лет назад отказались от сотрудничества со звукозаписывающими компаниями. Для записи нового альбома они обратились за помощью к поклонникам. И собрали миллион двести пятьдесят тысяч рублей! Многие музыкальные альбомы, фильмы заранее финансируются в Интернете пользователями. Это называется краудфандинг — в переводе что-то вроде коллективного финансирования.
— А в литературе как это применить?
— Мы хотим, чтобы писатель мог ближе контактировать с читателем. Чтобы, если ему надо собрать деньги на книгу, он имел такую возможность. Он просит, чтобы ему платили за книгу кто сколько может. Представляет реквизиты своего электронного кошелька — и были случаи, когда за месяц собирали человеку 30 тысяч. Есть другой, не очень популярный, правда, метод. Автор пишет главу из книги и выкладывает ее в Интернет. И люди должны собрать некую сумму, чтобы он выложил следующую.
— Раньше по такой системе выходили романы в журналах...
— Да. Я как раз читаю фантастику — от новой до классической, вроде Артура Кларка и Рея Брэдбери. И вот фантаст Иван Ефремов, например, вспоминал, что за тираж «Туманности Андромеды» он получил, кажется, 500 рублей. И столько же — за публикацию в журналах. Но сейчас-то таких журналов не осталось. Вот недавно закрылся последний, публиковавший фантастику, —«Если». Сильные писатели, мэтры не пропадут. Но вот, например, Лукьяненко — он все время борется с пиратами, оскорбляет их. А сам в своем «ЖЖ» разместил пиратское видео из мультика «Симпсоны». На самом деле все нарушают закон, все пользуются пиратской продукцией...
— А вы?
— Ну, книги я не очень скачиваю — люблю читать на бумаге. Но при этом качаю музыку, смотрю фильмы «Вконтакте» — как все. Если мне нравится, я плачу за диски, хоть они мне и не нужны. Но мне хочется платить самому автору. По-моему, издательства скоро вымрут. А то получается: покупаешь книгу за триста рублей. Автор из них получает, скажем, сто. А все остальное идет в карман издателю — огромные доходы! Это не совсем честно, по-моему.
Я читал в Интернете мнение американских правообладателей: книга должна стоить 10 долларов. Тогда люди будут ценить книги по-настоящему. А сейчас только один разговор про «принятие строгих мер». Тут нельзя тупо бороться!
— Что вы будете делать, если все эти библиотеки все-таки закроют?
— По закону, если прошло 70 лет с момента смерти автора, значит, произведение перешло в общественное достояние. Например, с этого года такими считаются книги Александра Беляева. Если сейчас резко удалят все книги — вот я и буду скачивать Беляева. Или, может, начну читать Пушкина. Его-то можно качать, у него наследников нет. Кстати, вот этот принцип я тоже не понимаю. Еще ладно, когда сын претендует на авторские права отца. Но когда правнук, который своего прадеда и не видел...
Кстати
Электронное пиратство, как и прогнозировалось, приходит в литературу, пишет Washington Post.
В прошлом году интернет-пользователи нелегально скачали более 9 млн. копий главных книжных бестселлеров. Исследование было проведено антипиратской организацией Attributor, которая отследила 913 самых популярных книг 2009 года. Каждая из них была скачана в среднем 10 тысяч раз. Организация оценивает общие убытки для издательской индустрии в 2,75 – 3 млрд. долларов.
Метки: Из первых рук Книжный клуб Интернет
Важно: Правила перепоста материалов