Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Автостопом вокруг света

В этом году одному из самых незаурядных в городе объединений путешественников — Петербургской лиге автостопа (ПЛАС) — исполняется 35 лет

Организатор и президент ее — Алексей Воров — накатал по трассам 1,8 млн. километра (непревзойденный рекорд), совершил единственную в мире автостоп-кругосветку, да и вообще пристрастил к этому занятию сотни человек. Также Воров — автор термина «спортивный автостоп», который в противовес так называемому народному рассматривает автостоп как науку. 

Алексей Воров (слева) — родоначальник русского спортивного автостопа — самого скоростного в мире

Корреспондент «Вечёрки» встретился с легендарным путешественником и выяснил, откуда есть пошел русский автостоп, насколько опасно выходить на «большую дорогу» и почему таким образом кататься даже полезно.

— Алексей, сегодня об автостопе знает каждый. В конце 70-х, вероятно, о нем не слышал никто. Расскажите, как возникла эта идея — ездить на попутках. И как в итоге появилась Лига?
— Начнем с того, что мы действительно все изобретали с нуля. Мы не знали, что есть такой вид путешествий и, слава Богу, не пошли по проторенным дорожкам. С детства вместе с друзьями постоянно выбирались на Карельский перешеек — в леса, на озера. Где-то тормозили попутки. И постепенно родилась мысль: а почему бы не попробовать так передвигаться на большие расстояния? Однажды мы всем классом собрались в Лугу. Поездку перенесли, я этого не знал. Пришел позже — никого нет. Рванул в Лугу на попутках. На месте, понятно, никого не обнаружил, но испытал настоящее потрясение — так ездить можно легко и оперативно! На следующий день прогулял школу и поехал в Нарву. Две крепости, другой мир, красота! Понял — главное не бояться. И дело пошло. С первых поездок мы стали также задумываться: вчера я стоял на трассе 2 часа, а сегодня за 5 минут уехал... В этот раз сменил 20 машин, а в другой на этом же участке — всего пять... Почему? Начали анализировать. И вот какие-то определенные правила стали вполне очевидно вырисовываться. В 1978 году после школы сложился определенный круг единомышленников. Как-то мы решили посостязаться — кто быстрей доберется до Нарвы? И с этим стартом родилась Лига. Позже, когда мы узнали о разных проявлениях автостопа в других странах, то с удивлением обнаружили, что это несравненно примитивней того, чем мы занимаемся. Со временем мы приняли словосочетание «спортивный автостоп», по аналогии со спортивным туризмом. То есть не ситуационный, не «на удачу» автостоп, а подготовленный.

— Что это за арифметика, с помощью которой можно быстро и беспрепятственно преодолевать большие расстояния?
— Для того чтобы ввести начинающих автостопщиков в курс дела, уходит год. Это базовый курс. Поэтому в двух словах смысл его не объяснишь. Здесь множество факторов. Главный: автостопщик — не пассивный объект, и он не зависит от водителя и случая. Он сам моделирует ситуацию! Я всегда говорю: «Ребята, водитель ничего не знает о вашем богатом внутреннем мире и прекрасной душе. Он несколько секунд наблюдает вас, и в этот промежуток все зависит от вас». Да, есть мизантропы, которые никогда не возьмут попутчика. Есть филантропы, которые обязательно подберут. И тех, и других —  по одному проценту. Остальные — люди, которые в тех или иных обстоятельствах склонятся к тому или иному решению. Любая мелочь влияет на это решение.

Для примера: позиция на трассе выбирается с точки зрения максимальной пригодности для остановки водителя и оптимального обзора: например, за постами ГАИ, железнодорожными переездами, крупными развязками. На подъемах, спусках или против солнца, понятно, вероятность остановки минимальна. Во внешнем виде важна полная подтянутость и опрятность. Малейшая расхлябанность влияет на ситуацию. Многие годы мы используем специальные комбинезоны. Ночью используем фактор трех световых источников: внешнего — фонаря, пассивного — светоотражателей, и активная техника — собственный фонарик.

— Автостоп — процесс, который выгоден, как правило, обоим участникам. Водитель коротает дорогу за разговором с попутчиком, тот — едет до нужной точки. Фактор грамотного общения — один из ключевых в автостопе?
— В общем, да. Совершенно незнакомые люди едут вместе, часто несколько часов и даже дней. Умение общаться необходимо. Главное — не переборщить. Любой диалог должен проходить по принципу естественности. Иногда диалог — это молчание. Вспоминаю одну из своих первых поездок еще в школе. Тогда меня докинул до Питера водитель старенького «ЗИЛа». Мы перекинулись несколькими фразами, всю оставшуюся дорогу молчали, и было очень хорошо и комфортно. Стереотип, что автостопщик обязательно должен развлекать шофера разговорами, — миф и довольно вредный. Сели в машину, установили контакт. Если разговор пошел — хорошо. Если нет — ну, ничего страшного.

— Основной принцип, который пропагандирует ПЛАС — самодостаточность и независимость. Этим вы отличаетесь от ребят из той же московской Академии вольных путешествий, которые могут выйти на трассу в шортах, майке, с пустыми карманами и добраться до нужной точки — везде найдутся те, кто выручат. Вы отвергаете эти правила игры. Это принципиальная позиция?
— Да. Мы не сторонники народного автостопа с элементами культурами хиппи, ночевками у случайных людей и так далее. Автостопщик ПЛАС — это самодостаточная единица, которая не зависит от посторонних и не напрягает своим присутствием и внезапным появлением. У нас всегда с собой рюкзак, палатка, профессиональное снаряжение, необходимый минимум денег. Водитель для нас — не источник получений благ и выгоды, а равноправный партнер. Мы стараемся не допускать ситуаций, когда один чувствует себя покровителем, а другой должником, или когда кто-то стремится самоутвердиться за твой счет. Если чувствуем это — стараемся четко расставить акценты, показать, что в любой ситуации мы можем покинуть салон и продолжить путь дальше. Мы не нахлебники, а сотоварищи, которые вместе преодолевают дорогу. Которые могут помочь, подсказать, накормить, даже наладить машину — это необходимый элемент подготовки. 

Вот пример. Во время моей остановки на трассе в Новгородской области одна бабушка меня окликнула: «Автостопщик?» — «Да». — «Как-то выручала вашего собрата тут». Интересуюсь подробностями. Оказывается, к ней подошел голодный студент и попросил накормить. Мне так противно стало за этого так называемого собрата, который пришел клянчить у этой несчастной тетки пирожки, и, видимо, еще гордится этим, что спросил, сколько он должен, и отдал деньги. Поэтому подобные инциденты — не наша история.

Каждый год Петербургская лига автостопа проводит короткие гонки, куда приглашает всех желающих

— Для несведущего человека автостоп — это сплошное балансирование на грани опасности. Часто ли оказываетесь в экстремальных ситуациях?
— Меня нередко спрашивают: разве это безопасно, много ли я плохого видел на пути? Всегда отвечаю, что в автостопе видишь как раз хорошее! Тем не менее, ЧП случаются. Как сказал чешский альпинист Яромир Вольф, в горах героизм соседствует с идиотизмом. Здесь то же самое. Любая экстремальная ситуация — результат собственного просчета или недоработки. Все мы смотрим Голливуд, фильмы про маньяков. Но часто забываем, что тонна — полторы железа, летящие со скоростью 30 метров в секунду, могут выйти из-под контроля по любой причине, а вот это действительно смертельно опасно. Опытные люди так оценивают опасность в автостопе: 85% — от автомобиля, 6% — от человека, 9% — от прочих факторов. И не случайно. За всю мою практику я ни разу не пострадал от человека. Но попал в 11 аварий. Что касается скверных ситуаций с водителями, то на память мне приходит только один случай с нашим товарищем. Он ехал в Транс-Африку и на участке между Воронежем и Ростовом нарвался на пьяных омоновцев. Те под угрозой ножа забрали его вещи и уехали. Задержали этих ребят через несколько часов. То есть за 35 лет — только один случай в нашем сообществе. А перепалки, недопонимания, мелкие неурядицы, конечно, встречаются.

Профессиональные автостопщики используют специальные комбинезоны со светоотражателями и компактные рюкзаки, в которых все вещи такие же компактные

— Алексей, показатель 1,8 млн. километра — реален? Это получается 5 раз съездить автостопом до Луны… И какие были самые запоминающиеся, знаковые путешествия?
— Да, реальна. В год в среднем выходит по 50 — 60 тысяч километров. Значительная часть этого километража уходит на поездки по России и другим странам для развития спортивного автостопа, лекций, встреч. Что касается знаковых путешествий, то в голову приходят две. 

Первая — одиночная поездка в 1982 году по Советскому Союзу. Мне был 21 год, я испытывал определенный кризис. В сентябре отправился в путь, в январе вернулся. Проехал 36 тысяч километров. Двигался, пока дороги не закончились. Научился выживать в любых условиях. Делать снаряжение из всего, что под рукой. Деньги зарабатывал заметками в местных газетах. Из этой поездки родилась современная Лига. 

Вторая — кругосветная экспедиция «Авто-Колумб» в 1992-м. Путешествовали мы 1,5 года, но реальное движение продолжалось 7 месяцев. Прошли 84 тысячи километров автостопом и пешком. На попутках, локомотивах, снегоходах, вертолетах, кораблях. Стартовали из Питера на восток, через всю страну. Далее пересекли Северную и Южную Америки. Затем сухогрузом доплыли до Испании. И — по трассам обратно до Питера. В манифесте поездки говорилось, что обратно мы не повернем ни в коем случаем, даже если кто-то заболеет или погибнет. Это был рывок на свободу, безумное устремление вперед. Из четверых до финиша добрались двое — мы с Мишкой Дуткевичем, остальные сошли с трассы. Замечу, тогда у нас не было ни информации о городах, странах, маршруте, ни карт, ни связи. Сейчас это сделать значительно легче. Правда, пока никто такого не сделал. 

— Алексей, что для вас автостоп? Что он дает, чему учит?
— Для меня это высокая степень свободы. В любую секунду я могу принять решение, за полчаса собраться и оказаться в нужной мне точке. Встретив при этом массу интересных людей, оказавшись в совершенно незапланированных и непрогнозируемых ситуациях, как хороших, так и не очень. То есть это маленький кусочек приключения, которое в обычной городской жизни по заданному расписанию со мной вряд ли случится. Как-то я заметил, что находясь в 10 тысячах километрах от дома, ночью, на пустой дороге, я чувствую себя максимально комфортно и защищенно. 

— И, наконец, советовали бы вы проехать автостопом совершенно далеким от такого рода экстремальных путешествий людям?
— Да, но по уму. Как и любой вид туризма, он предполагает определенный уровень подготовки, действий, осознанности. Но — однозначно да.

Обязательные элементы подготовки автостопщика — знание маршрутов, географии и умение разбираться в любых типах автомобилей

Как попасть в ПЛАС?

В Петербургскую лигу автостопа может прийти каждый. Обучение — бесплатное. Участников учат школе выживания, медицинской подготовке, географии, работе с картами, устройству автомобилей. 

Обучение предполагает три ступени. Новичок. Стажер, прошедший годовой курс обучения и имеющий право выступать в экипаже ведущим. И гонщик высокой классности, которому присваивается персональный номер. 

Всего за историю ПЛАС такие номера получили 112 человек. Несколько раз в год Лига автостопа проводит 1 — 2-дневные гонки по Ленинградской области. 

Отрывки из статьи Алексея Ворова «Всего лишь снова открыть Америку» об экспедиции АвтоКолумб:

Якутия и Чукотка.

Мы не спеша дичали. Покрывались копотью дикарских ночевок в охотничьих избушках ультрасовременные костюмы, кусок мороженой оленины, наспех поструганной и посоленной, все чаще служил обедом.

За Усть-Нерой дороги окончательно исчезают. Остается лишь зимник - тоненькая ниточка, полузаметенная снегом, на которой раз в несколько суток может появиться машина. Перевалив хребет Черского, спускаемся на лед Колымы. То встречаясь, то снова теряя друг друга из вида, мы день за днем пробиваемся к Чукотке… 

***

В этой огромной, непереносимой бесприютности кругосветной экспедиции мы стали прямо-таки чемпионами по обживанию. Брошены в тундре на снег два рюкзака — и даже это душа готова считать домом. Мы мгновенно прикипали к любому дому, где задерживались хотя бы на пару суток. Но Земля продолжает вращение — и с болью отрываешься от только что обретенного дома.

Канада.

Неправдоподобно джеклондоновские места: Доусон, Уайтхорс... Аляска хайвэй, одним словом. Провинция Юкон. Канада.

Впрочем «хайвэй» — звучит гордо. Далеко не всюду асфальтированная дорога с очень редкими машинами.

«Красиво?» — спрашивают канадцы. Не отрывая глаз от ослепительных гор и темных ельников, отвечаю: «Как в Сибири. Только там дорог нет». На лицах канадцев разочарование. Но ведь я не вру...

***

На третий месяц в пути, в Канаде, случилось знаменательное событие: мы ночевали в палатке. Впервые с момента старта!

Дело в том, что от старта до Красноярска и от Красноярска до Якутска мы двигались по 24 часа в сутки, а позже, на Севере, мы почти всегда оказывались к ночи у какого-нибудь жилья, а в тех краях категорически не принято оставлять человека ночью на морозе. Хоть и снаряжение позволяло. Вот так и проехали...

Жара в Мексике. 

Первым упал Кирилл. Просто пошел набрать воды и вдруг упал без сознания. Когда я подбежал, Миша держал его голову на коленях, Виктор пытался нащупать пульс. Несмотря на загар и грязь, Кирилл был абсолютно белым.

— Дышит, — сказал Миша спокойно.

— Пульса нет! — сказал Виктор.

— Есть, только очень слабый.

Холод в Андах. 

Когда заходит солнце, температура падает мгновенно. Наши спальники — не толще махрового полотенца и спасти нас не могут. Используем для утепления каждый клочок ткани из нашего предельно облегченного снаряжения — разве что бинты из аптечки еще в дело не идут.

Но приходит утро — и звенят льдинки на камнях в просыпающемся ручейке, и понимаешь, что жизнь продолжается, и через час снова шлейф пыли над горизонтом обозначит грузовичок, ползущий к нам по головокружительным серпантинам.

Пожалуй, даже в Арктике мы так не мерзли.

Петербург, возвращение.

Милицейский «УАЗик». Толстый майор.

— Садись назад, за решетку.

Сажусь. Назад, за решетку.

— Турист?

— Да.

Двадцать третье июля тысяча девятьсот девяносто третьего года. Шестнадцать часов восемь минут. Выскакиваю из машины возле метро «Озерки»…

Авторы фото: Кристоффен Кристенсен, Михаил Дуткевич, Шахин Шишич, Яна Михайлова
↑ Наверх