Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 17 сентября 2019

БДТ: лабораторные опыты на учителях

В театре открылась «Педагогическая лаборатория» — новый долгосрочный проект

Задача «Лаборатории» — подготовить учителей к пониманию современного театра, помочь им сделать происходящее в театре доступным для учеников — как хороший школьный урок. А в настоящие уроки, наоборот, включить элементы театральности.

Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий и первый проректор РГПУ Сергей Гончаров на открытии «Педагогической лаборатории».

Чтоб подтвердить серьезность намерений, на днях на встрече в БДТ даже был подписан договор о сотрудничестве между театром и РГПУ имени Герцена, готовящим будущих педагогов. Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий и первый проректор РГПУ Сергей Гончаров аккуратно расписались в экземплярах договоров. Каждый поставил по четыре подписи.

— Это оказался очень трепетный момент, — сказал после Андрей Могучий. — Я такими ритуалами — подписанием договоров — никогда раньше не занимался.

Вся наша программа развития театра, в которой существует и «Лаборатория», называется «Эпоха просвещения». И сейчас я очень счастлив, что мы смогли выйти в это русло — заняться просвещением, этической составляющей искусства.

Я в этом мало что понимаю. Но в нынешнем моменте моя личная художественная жизнь совершает поворот именно в эту сторону. Важно, что театр несет в себе просветительское, образовательное начало. Наш репертуар, литература, по которой мы ставим свои спектакли, вписываются в эту программу. Мы уже сделали несколько театрально-педагогических проектов. Борис Павлович, руководитель социально-просветительского отдела БДТ и куратор «Педагогической лаборатории», например, ходит в школы, проводит «театральные уроки». После этого подростки идут в театр, потом, снова в классе, пишут отзывы на спектакли. Другой проект: мы приводим маленьких детей на путешествие по театру. Они смотрят, как здесь все устроено. Могут побывать и гримерами, и костюмерами, и пульт звукорежиссера им дают потрогать. Намечены еще несколько проектов. Но на сегодня главный — наша «Педагогическая лаборатория».

И мы начнем ее с серии семинаров, которые будут идти в рамках нашего совместного с университетом Герцена сотрудничества.

Первое событие, о котором говорил худрук БДТ, началось, в сущности, немедленно — 26 марта. Это открытый практический семинар для педагогов «Театр и общество». Ведут семинар, так сказать, призванные варяги — немецкие специалисты: драматург Отто Тосс и режиссер Мелика Рамич.

— В Германии существует целая система взаимодействия театров и молодежи. В любом театре имеется отдел образования, социальные программы. Там такая работа — привычное дело, — объяснил куратор «Педагогической лаборатории» Борис Павлович. — Они сами создают своего зрителя. У нас есть аналогичная традиция взаимодействия театра и общества. Но ее нужно переосмыслить, выйти на новый уровень системности. Наша задача — дать этим педагогам поддержку, инструментарий, включенность в современное искусство. В течение трех дней педагоги и студенты педвуза будут учиться у наших немецких гостей, как сформировать и провести театральный урок, как вести дискуссию о спектакле, и так далее. Да, слова «педагог» и «современное искусство» вызывают легкий когнитивный диссонанс. Стареет прежний педагогический состав, приходит новое поколение конформистов... Это беда не только школ, но и вообще российского общества. Театр, как прививка межличностного общения, может попытаться это преодолеть. Естественно, российская школа — территория риска. В ней есть люди, которые осознают себя носителями культуры, работают с детьми неформально, круглосуточно. Есть и школы без таких людей — в них не хочется даже заходить.

Мы хотим сделать так, чтобы присутствие таких людей в школе было не случайностью, а правилом. И если нашлись желающие поучаствовать в семинаре — значит, жизнь будет продолжаться.

↑ Наверх