Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

БДТ не откроют, а «распакуют» на глазах у всего города

Дважды переносившееся открытие БДТ, наконец, случится в два этапа: в пятницу, 26 сентября, в 16.00 начнется уличная акция с участием всех артистов труппы театра, а на 28 сентября в 19.00 намечена церемония в отреставрированном зале — тоже весьма оригинальная по форме

БДТ закрылся на реконструкцию в январе 2011 года, а в эпоху больших скоростей и стремительных новостей, когда не держатся в памяти не только культурные события, но и масштабные катастрофы, забыть о театре, даже о таком значительном для истории города и страны, как Большой драматический, — элементарно. Поэтому, прежде всего, нынешняя творческая часть театра во главе с худруком Андреем Могучим решила запустить ряд проектов по реанимации памяти. В соцсетях был брошен клич, призывающий простых горожан прийти в театр и рассказать любую личную историю, связанную с БДТ. Оказалось, что память проснулась мгновенно и у очень многих. Сотни петербуржцев пришли в БДТ на Фонтанку, чтобы рассказать на камеру те подробности своего романа с БДТ, который грел их души не годы даже — десятилетия. Они оказались первыми, кто перешагнул порог отреставрированного театра, прошел по мраморной парадной лестнице (запись происходила в пустом пока еще помещении зрительского буфета рядом с Греческим фойе). К простым горожанам присоединились личности, которых не надо представлять: Пиотровский, Гранин, Додин, Темирканов, москвичи Калягин и Табаков, но они говорили о себе как о рядовых зрителях или, как Темирканов, — о юных сотрудниках БДТ, оставляя первую, главную роль самому Большому драматическому. Все эти записи выложены в данный момент на сайте театра по адресу: bdt.spb.ru

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили — в главных ролях в спектакле «Дядюшкин сон», который покажут 5 октября.

То, что память отзывается с такой готовностью, — неудивительно. БДТ оставлял неизгладимый отпечаток, один товстоноговский спектакль, вроде «Идиота», «Мещан», «Пяти вечеров», мог перевернуть жизнь, и не только внутреннюю, изменить ее течение. Судя по рассказам людей, БДТ ассоциировался с абсолютным счастьем — радостью ощущать себя частью сообщества думающих, понимающих людей, радостью приобщения к большому, настоящему творческому процессу: пожалуй, еще только Юрий Любимов на Таганке требовал от публики такой же личностной включенности в действие, в диалог со сценой. И эта сопричастность тоже была весомой составляющей той любви к БДТ, которая была поистине феноменальной: во МХАТ ходили посмотреть на великих артистов, а в БДТ и на Таганку почувствовать себя в теме, на острие исторического момента.

Сегодняшний художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, по его словам, отлично понимает, что невозможно вернуть БДТ городу и стране, не вернув ему вот это самое острое чувство времени, не вернув актуальный диалог с каждым человеком в зале. А это сегодня нельзя сделать в рамках тех форм, в которых работал Товстоногов. Формы должны измениться основательно. Символом, метафорой перемен станет уличная церемония в пятницу, 26 сентября. Гигантские плакаты с афишами и лицами артистов БДТ закроют ближайшие к театру здания, а сам театр окажется вновь «одет» в леса и завернут в напечатанные на ткани старые газеты со статьями о великих спектаклях БДТ. Режиссером церемонии выступил сам Могучий, который объяснил свою идею так: «Мне вспоминается, как во время переезда в детстве мы с родителями вынимали из газет предметы мебели или каждый Новый год — старые елочные игрушки, и они выглядели совершенно по-новому, неожиданно». Этого эффекта и хочет достичь Могучий, открывая Большой драматический театр. Помогут ему в этом музыканты, военный оркестр, паркурщики и альпинисты, работающие на лесах. А когда фасад здания окажется освобожден от лесов и газет на глазах горожан, которым в данном случае не потребуются билеты, — посмотреть на небывалое действо сможет всякий желающий с противоположной театру стороны Фонтанки, — в БДТ по Лештукову мосту (на этот день он превратится в Большую драматическую улицу) пройдет вся труппа театра во главе с самим Могучим, а также Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, которому именно в этот день исполняется 80 лет, главным художником Эдуардом Кочергиным и другими выдающимися актерами и деятелями БДТ.

В этот день публику в театр не пустят — актеры соберутся «семьей» за большим чайным столом и поздравят себя с возвращением домой, а своего великого коллегу Олега Валериановича — с юбилеем.

А 28 сентября уже в самом театре пройдет единственный в истории спектакль «Возвращение», посвященный открытию БДТ и поставленный специально по этому случаю Андреем Могучим. В нем примет участие вся труппа (на сей раз ей отдыхать не придется, она будет работать для дорогих зрителей), а еще одним значительным действующим лицом станет сама сцена: на данный момент — одна из самых современных в Европе, способная принимать любые формы и вовсе исчезнуть в считаные минуты, сцена, которая удовлетворит любые запросы самого капризного режиссера. Именно борясь за появление такой сцены, Могучий при поддержке министра культуры перенес открытие с ноября 2013 года — и абсолютно уверен, что оно того стоило: нельзя было открывать современный театр со сценой вековой давности. Тут с ним трудно не согласиться.

Первым репертуарным спектаклем, который покажут на новой сцене, станет «Дядюшкин сон» с участием Олега Басилашвили и Алисы Фрейндлих — 5 октября.

***

Материалы, посвященные 80-летию Олега Басилашвили, а также открытию БДТ, — в пятничном номере «ВП».

↑ Наверх