Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

БТК: Песня царя Соломона и другие мифы

Сезон в Большом театре кукол открывается премьерой спектакля «Песнь песней» — по едва ли не самому известному библейскому сюжету

Главный режиссер Руслан Кудашов продолжает экспериментировать со своими выучениками, отыскивая новые формы существования театра кукол для взрослых. Премьера — 7 и 8 сентября.

Зная Кудашова, трудно предположить, что нам начнут рассказывать конкретную любовную историю про прекрасную сборщицу винограда смуглолицую Суламиту (Суламифь), ее возлюбленного пастуха и влюбленного в нее царя Соломона. Скорее всего, с Соломоном, которому принадлежит значительная часть уникальнейших текстов о великом чувстве, поступят как поступали здесь с Шекспиром в спектакле «Шекспир. Лаборатория», — текст станет отправной точкой для потока визуальных и психологических ассоциаций.

Сам Кудашов рассказывает, что вместе с артистами они ставили своей задачей самим стать частью «всеобъемлющего свойства любви», перейти за грань индивидуальных переживаний, создать собственную мифологию в рамках одного спектакля. Как видите, с годами художественный максимализм режиссера Кудашова лишь растет в масштабах.

Любопытно, что «Песнь песней» редко ставится как история любовного треугольника. Хотя театр проявляет к этому тексту неизменный интерес (сам Някрошюс для работы со своими студентами выбрал именно его), его интересует не мелодраматический сюжет, а мощнейшая, всепоглощающая лирика собственно любовных стихов — женских и мужских: их образы, ритмика, их суть, словно бы отражающая саму природу любви в ее чистом беспримесном виде. И в самом деле кажется, что эти тексты лежат в основе каждой любви земной. Не случайно театр обещает соединить в одном драматургическом сюжете истории Ромео и Джульетты, Пьеро и Коломбины, Адама и Евы — не конкретно, разумеется, а с помощью аллюзий. И это та линия развития БТК, которую довольно четко и осмысленно ведут режиссеры Яна Тумина и Руслан Кудашов. Для зрителей это всегда опыт разгадывания загадок, опыт настройки на единую волну с артистами, опыт не развлечения, а сопереживательной работы, который дорогого стоит.

Планы на сезон в целом у Большого театра кукол, как обычно, колоссальны. Один из спектаклей (премьера ориентировочно намечена на ноябрь) будет создан в тесном сотрудничестве с Русским инженерным театром АХЕ. Его условное название «Фабуломахия». Там будут задействованы четырехметровые куклы. А речь пойдет о самых известных петербургских литературных мифах.

Яна Тумина займется социальной историей. Ее рабочее название «Снежинка, которая не таяла». Это будет камерный спектакль на двоих: история тяжелой болезни, борьбы за жизнь, предназначенная не только для показов на стационарной сцене, но и для выездов в больницы и хосписы. И имя Яны Туминой гарантирует, что это будет именно факт искусства, который сам по себе действует духоподъемно, терапевтически.

Сам Руслан Кудашов возьмется за историю кэрролловский Алисы — да не один, а аж с тремя художниками, что особо отрадно — выпускниками выдающегося театрального художника современности Эдуарда Степановича Кочергина. Эта команда должна превратить театр то ли в Страну Чудес, то ли в Зазеркалье, а вернее — в то и другое одновременно. Зрители в данном случае не будут расслабляться в зале в мягких креслах, а отправятся бродить по театральному закулисью.

Видимо, в этом сезоне осуществится еще и давняя мечта Кудашова создать спектакль по песням Владимира Семеновича Высоцкого. У театра есть опыт художественного воссоздания авторских песен как особого мира их создателя. Спектакль «Башлачев. Человек поющий» вот уже несколько лет остается безусловным хитом здешней афиши.

Разумеется, не останется детвора без новой новогодней сказки.

А в самом конце сезона приступит к репетициям молодой и деятельный петербургский режиссер Татьяна Прияткина (освоение новых театральных пространств, таких как «Скороход», популяризация театра как такового под крышей центра «Легкие люди» — это все проекты Прияткиной и ее команды). В соответствии с традициями БТК Татьяна увлеклась сюжетом мифологического толка — «Лебединым озером». И попробует раскрыть его средствами театра, в котором любая вещь в руках артиста превращается в куклу и начинает жить напряженной жизнью, а здешние актеры при этом не отходят в тень, а в полную силу проявляют свой драматический талант.

↑ Наверх