Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Бабахнула шестидюймовка Авророва»

Спустя 95 лет после исторического выстрела легенде Октябрьской революции предлагают присвоить статус официального символа Северной столицы

Приятно говорить о том, что наша «Вечёрка» стала таким же брендом Санкт-Петербурга, как Эрмитаж и белые ночи. Давайте вспомним, какие еще легендарные имена 95 лет принадлежат нашему городу.

Алла РЕПИНА


«А поверху город как будто взорван: бабахнула шестидюймовка Авророва» — этими строками изложил революционный поэт Маяковский пролетарскую суть того, чего достиг сигнальный выстрел «Авроры», стоявшей в ночь с 24 на 25 октября 1917 года напротив Английской набережной.

С годами поступок матросов-большевиков «Авроры» обрастал легендами, как днище корабля ракушками. Выстрел трансформировался в залп, холостой сигнальный — в боевой. Стреляли будто уже и по Зимнему дворцу, в котором заседало Временное правительство.

— Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? — опровергали вымыслы сами моряки-авроровцы по горячим следам октябрьских событий. — Не верьте провокационным слухам. Был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоявших на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности.

Как бы то ни было, слухам поверили — утвердилось, что именно крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября 1917 года начало новой эры — эры Великой социалистической революции. В честь чего и поставили стелу на набережной Красного Флота, бывшей Английской.

Через 90 с лишним лет «Аврора» взорвала город во второй раз — возвестив эру капитализма. Крейсер-музей и одновременно боевая единица Балтийского флота, поставленная на вечный прикол у Петроградской набережной напротив Нахимовского училища, уже не первый год прирабатывала коммерцией: принимала у себя разные мероприятия.

Мероприятие, случившееся в ночь с 5 на 6 июня 2009 года, вошло в историю новой России как вечеринка московского журнала «Пионер» для VIP и гламурных персон. После междусобойчика матросы два дня приводили боевой корабль в надлежащий по уставу вид. Драили палубу от последствий возлияний, выгребали из музея осколки битых бокалов и бутылок... Дикий капитализм пришел на «Аврору»!

Здесь было больше нечего делать военному экипажу. По итогам разбора полетов в 2010 году корабль из боевой единицы превратили в музейную, сделав исключительно филиалом Центрального военно-морского музея. В середине этого октября с крейсера ушел последний матрос. Неделю корабль было даже некому охранять официально — караул добровольно несли сознательные полицейские Петроградского района.

Теперь матросов заменил наряд полиции

Ветераны флота по-прежнему уверяют, что силами музейных смотрителей содержать корабль-легенду в образцовом состоянии невозможно. Что с «бабушками на стуле», присматривающими разве что за тем, чтобы нерадивые посетители не тыкали пальцами в экспонаты, корабль уйдет на дно. Точнее, сядет на грунт, потеряет поперечную устойчивость и опрокинется...

Руководство Центрального военно-морского музея, сейчас осуществляющее операцию по передислокации фондов из здания Биржи на Васильевском острове в Крюковы казармы на другом берегу Невы, обещает, что и до «Авроры» у него дойдут руки...

Вот в таком смятенном состоянии и подошел крейсер к 95-летию одного произведенного им холостого выстрела. Тем временем депутаты петербургского Законодательного собрания хотят закрепить за ним статус официального символа Петербурга — наряду с Медным всадником, корабликом на шпиле Адмиралтейства и ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости.

↑ Наверх