Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Бабель. Хореография

На Новой сцене Александринки покажут спектакль «Конармия» петербургского режиссера Максима Диденко, поставленный со студентами знаменитой столичной Школы-студии МХАТ. Смотрите 22 и 23 января в 19.30. Ограничение по возрасту — 18+

Режиссер Максим Диденко развивает на российской сцене направление, чрезвычайно популярное на Западе и существующее лишь в зачатке в театральной России, — physical theatre. Это не в чистом виде хореография — это попытка изобрести, родить язык тела, соответствующий конкретному произведению и понятный без единого слова. Отчасти он включает в себя и ту практику, которую великий русский актер Михаил Чехов назвал учением о «психологическом жесте». Но вообще это направление занимается тотальной пластикой — созданием пластических метафор, говорящих о сути сюжета значительно больше и глубже, чем можно выразить словом. Тем более что в данном случае речь идет о сборнике рассказов Исаака Бабеля «Кон­армия» — где глазами рассказчика и лирического героя Лютова, который и муху убить не может, не говоря уже о гусе, описывается — исследуется та сокрушительная стихийная сила, что лишь формально выглядит упорядоченной. На самом же деле Конармия Буденного — это и есть та самая стихия народной войны, безжалостной и беспощадной. С удивлением и страхом Лютов просто констатирует кровавые факты — причем не менее сильно удивляет его то, что однозначной оценки убийствам, совершенным по исконным народным понятиям, он дать не может. С одной стороны, потому что законы войны несопоставимы с законами мирного времени, с другой — потому что стихия есть стихия. 

Фото: Любови Портных

С курсом Брусникина — одного из самых сильных на данный момент российских театральных педагогов — Максим Диденко уже работал: осенью 2013 года вышел в свет спектакль «Второе видение» — экспозиция на тему картин Н. Гончаровой и М. Ларионова. Про «Конармию» Максим Диденко говорит: «Серия рассказов Бабеля — это череда мощных полотен, не объединенных никакой фабулой, кроме движения красной стихии по украино-польской земле. Основные выразительные опоры — музыка и танец. В каком-то смысле музыка олицетворяет природу, а танец — несущуюся многоногую армию». Спектакль строится на четырех «китах»: это музыкальная и ритуальная еврейская культура, культура военных маршей, украинская народная музыка и песни, католическая хоральная музыка. Сталкиваясь и расходясь, то собирая участников в целое, то выделяя из их среды отдельных персонажей, эти культурные пласты становятся базовой платформой, которая соединяет частные истории в неделимый исторический и мифологический образ.

Создатели спектакля утверждают, что в их цели входит соединить традиции мхатовской актерской школы и современную хореографию.

↑ Наверх