Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 июля 2024

Багратиону выпала несчастливая монета

Центральное событие юбилейных празднеств в Петербурге — под угрозой

Глухой угол бывшего Семеновского плаца за зданием ТЮЗа являет сейчас собою вид распивочной — ломаная скамейка, криво стоящие урны, бутылки из-под пива. Никаких признаков нового благоустройства. Хотя по первоначально объявленным планам города в эти дни здесь просто обязаны кипеть работы. 

Памятник Багратиону. Автор Ян Нейман.


Уже 7 сентября в этом сквере между Звенигородской улицей, Подъездным переулком и улицей Марата должно состояться главное юбилейное чествование подвига русского оружия в Отечественной войне 1812 года. На «тылах» за ТЮЗом в день Бородина предполагалось открыть мемориал герою битвы Петру Ивановичу Багратиону — он был шефом полка, как раз квартировавшего на Семеновском плацу. 

Скульптура полководца высотой 4,6 метра на фоне полукруглого амфитеатра с порталом в центральной части, оформленного рельефом с фрагментами баталий 1812 года, — вот что должно было появиться. Однако у автора этого проекта петербургского скульптора Яна Неймана немало опасений, что к 7 сентября город с этой задачей не справится. Причина — заплутавшие в коридорах и кабинетах власти документы, разрешающие установку памятника. 

О волоките еще в начале июня говорилось на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города. Когда по строительным технологиям уже было пора приступать к заливке фундамента. Памятник выйдет наспех — авралом, с налетом духа потемкинских деревень, сообщил тогда же своим читателям «ВП». Сейчас, во второй половине июля, можем лишь повторить эти слова.

Тем временем смотрим, какие признаки приближающегося юбилея появились в городе. Первый — попал в кошельки горожан. Кому повезло, тот уже получил в магазине сдачу двухрублевой монетой с надписью на обратной стороне «200-летие победы в Отечественной войне 1812 года». В июле Центробанк выпустил также в обращение памятные монеты номиналом 5 рублей с изображением памятников при Бородине, Смоленске, Малоярославце, Тарутине, Вязьме и Березине. 

В метро разместили рекламу вклада «Бородино» — это «особое предложение» одного из банков «в год 200-летия со дня победы России в Бородинском сражении». Креатив получился  двусмысленным — ведь Наполеона мы при Бородине не разбили и на следующий день после 12-часового сражения Кутузов дал приказ отступать, в связи с большими потерями. Выиграешь или потеряешь от вклада с таким названием? Учите историю, господа банкиры.

За тем, чтобы узнать правду о событиях 1812 года, следует отправляться в музеи. Они развернули интересные экспозиции. В Пушкинском доме — выставка «За смертью иль за славой…», посвященная Отечественной войне 1812 года. В Строгановском дворце Русского музея — выставка «1812 год в произведениях искусства». 

В Государственном музее политической истории России открыта выставка «Тайная война двенадцатого года». Мало кто знает, что только в канун вторжения войск Наполеона в Российской империи была создана централизованная военная разведка. Посетив особняк Кшесинской, можно приобщиться к празднованию сразу двух юбилеев — 200-летия Отечественной войны 1812 года и русской военной разведки. 

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи открыл экспозицию, посвященную полководцу Кутузову. В городе давно говорится о необходимости создания мемориального музея в том доме, где он жил, а именно номер 30 на набережной, ныне носящей его имя. Однако далее разговоров дело не идет.

В Артиллерийском музее постарались восполнить этот пробел, создав кутузовскую мемориальную зону. О деятельности Кутузова на посту Санкт-Петербургского военного губернатора рассказывает воссозданный рабочий кабинет военачальника. Воссоздан также интерьер комнаты Кутузова в прусском городе Бунцлау, где скончался в 1813 году великий полководец. По распоряжению прусского короля Фридриха Вильгельма III владельцы дома и их наследники сохраняли комнату с вещами фельдмаршала в последующие годы. Сейчас среди экспонатов этой комнаты представлены подлинные вещи фельдмаршала, которые были спасены красноармейцами в боях весной 1945 года.

Фото автора
↑ Наверх