Багратиона подняли на пьедестал
Cкульптура полководца заняла почетное место на бывшем Семеновском плацу
— Восстановлена историческая справедливость, — сказал корреспонденту «ВП» автор памятника, скульптор Ян Нейман. — Ведь их было трое, полководцев Бородинской битвы: Кутузов, Барклай де Толли и Багратион.
Памятники двум первым стоят перед Казанским собором, воздвигнутым в честь и в память победы в Отечественной войне 1812 года. Памятник Багратиону намеревались поставить в столице Российской империи еще к 100-летию победы, но не сложилось. Водружение этого, задуманного к 200-летию, едва поспело к дате. Четыре года минуло с момента объявления результатов конкурса, последние несколько месяцев прошли в тревогах скульптора вокруг «документооборота» — чиновники долго тянули с выдачей разрешения на установку памятника.
Вчера утром скульптуру доставили в сквер между Звенигородской улицей, Подъездным переулком и улицей Марата. Это место — часть бывшего Семеновского плаца, где квартировал полк, шефом которого был Петр Иванович Багратион.
Пока почти пятиметровый «Петр Иванович» не был водружен, его можно было рассмотреть вблизи, в подробностях.
— От шпор до подзорной трубы — все детали исторически достоверны, — заверил Ян Янович. — В создании облика помогали военные историки, сотрудники Музея артиллерии. Портретное сходство достигалось изучением иконографии Багратиона, она достаточно обширна.
Тем временем от детской площадки к скульптуре подтягиваются мамы с малыми детьми.
— Ванечка, покажи, где у дяди глазки и носик. Это Пушкин? — обращается к нам мама полуторагодовалого Ивана.
— Багратион!
— Интересно, а какой он был национальности? Грузин? Ванечка, смотри, он весь металлический. Представляешь, сколько на него можно магнитиков прикрепить...
Бронзовая скульптура покрыта патиной и провощена. Она выдержит не только магнитики, но и агрессивную городскую среду. Ян Нейман просит особо отметить блестящую работу мастеров петербургской «Монументскульптуры», на которой был отлит памятник, выразить слова благодарности и уважения к их профессионализму.
Волнение — непременная составляющая такого дня, а тут в последний момент завершается доделка постамента, рабочие месят бетонный раствор в ведрах, заделывают швы, предстоит установка верхнего блока постамента. Наконец, после полудня его поднимают на стропах и... Стоп, сломался подъемный кран! Блок зависает, послали за новым краном, исправным.
Зато появляется время обсудить судьбу этого сквера с теми, кто 30 лет за ним ухаживает — работницами садово-паркового предприятия «Центральное». Мастер сада Людмила Растатурова рассказывает, что сквер засажен замечательными деревьями, еще в начале 1960-х годов.
— Дубы, ива серебристая, береза, лиственницы, каштаны. Они замечательно защищают сквер от шума с улицы Марата. Им по полвека, и мы их как можем храним, лечим, — делится Людмила Алексеевна.
Теперь садовницы переживают, как сложится судьба сквера после установки монумента. Гуляющих прибавится, а все ли станут бережны к деревьям, кустарникам и цветам? Названия у сквера нет, но у ожидающих прибытия подъемного крана возникает предположение, что народ сам назовет его Сквером Багратиона.
Наконец прибывает новый кран, блок перезагружен, установлен. Подходит очередь «Петра Ивановича», его распеленывают от драпировок ярких монтажных лент. 15.50 — подъем начат. Им руководит Геннадий Мыльников, замдиректора «Монументскульптуры». Особых примет для таких случаев нет, монтажники просто просят журналистов ничего не говорить под руку. Мало ли, не захочет пятитонный «Петр Иванович» занять место на постаменте. Всякое случается при установке скульптур...
Однако все проходит удивительно гладко.
— Сколько минут прошло? — спрашивает Геннадий Владимирович у корреспондента «ВП», когда скульптура уже поставлена на место.
— Сейчас 16.09. Заняло девятнадцать минут.
— Вот так-то! — довольно замечает Геннадий Мыльников, который занимается установкой монументов уже 27 лет.
Багратион водружен. Однако это только «первая очередь» памятника. По проекту, скульптура полководца должна стоять на фоне полукруглого амфитеатра с порталом в центральной части, оформленного рельефом с фрагментами баталий 1812 года. К этой дате, 200-летию Бородинской битвы, уже было не до амфитеатра.
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Репина Алла
Метки: Про Петербург Из первых рук Скульптура
Важно: Правила перепоста материалов