Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Байки про «Вечёрку»

Рассказанные в 95-летие газеты

 

Борис ОСЬКИН

Дик Адвокаат

заслуженный тренер России, главный тренер футбольного клуба «Зенит» в 2006 — 2009 гг., почетный гражданин Санкт-Петербурга:
— Когда я подписывал свой контракт с «Зенитом», естественно, я ничего не знал о вашей газете. Но узнал о ней буквально в первый день моей работы в Петербурге. После моей презентации как главного тренера, которая прошла в отеле, где я постоянно проживал, я стоял в ожидании лифта, собираясь подняться к себе в номер. Журналисты почтительно толпились поодаль… И тут подходит ко мне один лохматый журналист и начинает бойко допрашивать меня на хорошем английском. От неожиданности я дал ему блицинтервью, хотя изначально не собирался общаться с прессой, кроме как на официальных мероприятиях. Этот журналист представился от газеты «Вечерний Петербург»… Между прочим, он спросил меня, не собираюсь ли я выучить русский язык, коль скоро подписал долгосрочный контракт с российским клубом. Я ответил ему, что это слишком сложно, вряд ли проще, чем выучить голландский язык россиянину, и спросил, много ли он знает россиян, владеющих голландским. На что ваш журналист ответил, что одного такого россиянина я тоже хорошо знаю. Ибо это — Петр Великий! И что же вы думаете — через несколько месяцев этот журналист подходит ко мне и обращается с просьбой о большом интервью уже на хорошем голландском! Вот так и получилось, что первое свое интервью петербургской прессе я дал «Вечернему Петербургу». Кстати, и последнее свое интервью, буквально за несколько дней до расторжения контракта с «Зенитом», я также дал вашей газете.

А еще вы одними из первых поздравили меня с присвоением звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. И в репортаже с церемонии в Мариинском дворце сумели подловить забавный момент, как на какое-то время моим переводчиком стала губернатор города Валентина Матвиенко. Я потом эту газету подарил зенитовскому переводчику Диме, чьи обязанности пришлось исполнять госпоже Матвиенко…

Ну а потом благодаря вам мне удалось по-настоящему попрощаться с болельщиками «Зенита», которые приехали провожать меня в аэропорт. Мы проехали мимо фанатов, меня торопили на летное поле к самолету. И тут ваш журналист и говорит мне: «Неужели, менеер Адвокаат, вы покинете наш город, так и не попрощавшись с фанатами, которые специально приехали проводить вас?» И я поднялся на галерею, где меня обступили фанаты. Они наговорили мне много теплых слов, норовили обнять меня, просто похлопать по плечу… Я в общем человек несентиментальный, но тут слезы у меня на глазах выступили!

Жорес Алферов

лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года:

В середине прошлого века очереди за «Вечёркой» выстраивались и потому, что это была единственная газета Ленинграда, печатавшая объявления о разводах и прочих перипетиях частной жизни граждан.

Забавную историю, связанную с «Вечерним Ленинградом», рассказал мне однажды знаменитый физик Жорес Иванович Алфёров. Похоже, со временем она ему стала нравиться, потому он и согласился включить ее в нашу совместную книгу «Калитка имени Алфёрова. 80 историй от нобелевского лауреата, рассказанных Аркадию Соснову». А вот по молодости, когда он в эту историю попал, ему было явно не до смеха.

Речь шла о его первом, скоротечном браке, закончившемся разводом. По правилам тех лет для запуска процедуры развода требовалось дать объявление в газете «Вечерний Ленинград». Объявления публиковались на последней странице, и, замечу, страница эта была очень популярной: там можно было встретить необычные фамилии, «опознать» кого-то из знакомых и посудачить на их счет...

Принимая объявление, в редакции Алфёрову сказали: нет проблем, платите в кассу, напечатаем через полгода. Сами понимаете, очередь, газета не резиновая!

Ждать так долго он не мог и вспомнил о своем институтском однокашнике Борисе Фирсове, который уже «дорос» до первого секретаря Дзержин­ского райкома партии. Пришел Жорес Иванович к нему в кабинет, рассказал, что, к сожалению, неудачно женился и хотел бы как можно скорее восстановить статус-кво.

Тот сказал: «Не переживай» — и набрал номер главного редактора «Вечёрки».

На следующий вечер, проходя по улице мимо газетного стенда, молодой физик машинально заглянул в свежий номер «Вечёрки». Обычно всю четвертую страницу занимали объявления о разводе. Но в этом, субботнем номере она была посвящена досугу: ребусы, шарады, кроссворды!

В последней колонке под рубрикой «Юмор наших друзей» публиковались шутки и анекдоты стран народной демократии. Анекдоты разделялись звездочками. И вот под последней партией звездочек, в самом низу раздела и без какого-либо заголовка было напечатано: «Алфёров Жорес Иванович возбуждает дело о разводе…»

Конечно, в тот же вечер ему стали звонить друзья и знакомые, упражняясь в остроумии. А в понедельник, приехав на работу в Физтех и зайдя в лифт, он увидел приклеенную к стене газетную колонку «Юмор наших друзей».

Сергей Мигицко
народный артист России, артист Театра им. Ленсовета:
— Самое мое яркое воспоминание, связанное с «Вечёркой», — это Валентин Семёнов в воротах команды «Вечернего Петербурга». Первый раз меня пригласили сыграть за команду БДТ году, наверное, в 2005-м. Было это на Зимнем стадионе. В воротах стоял Валентин Иванович — и как стоял, несмотря на весьма и весьма серьезный возраст! Он не просто стоял в рамке, а выходил из ворот, смело бросался в ноги нападающим. Помню, в первой же атаке на свои ворота, отражая удар, Валентин Иванович сильно приложился головой о штангу. Нынешние вратари после этого корчились бы на поле в муках, пока к ним не прибежали бы врач с чемоданчиком и два санитара с носилками, — а Валентин Иванович поднялся и продолжил матч как ни в чем не бывало!

Благодаря Валентину Семёнову был в этих матчах, да и в других спортивных соревнованиях, проводимых «Вечёркой», особый дух — и спасибо, что вы этот дух сохраняете, эти традиции поддерживаете. Город наш несколько раз менял свое имя, а «Вечёрка» — всегда «Вечёрка»!

Иван Краско
народный артист России, артист театра им. В. Ф. Комиссаржевской:
— «Вечёрка» — газета, которая очень меня поддержала в начале моего творческого пути — начиная еще с 1961 года, когда я закончил Ленинградский театральный институт и был принят в БДТ. Ваша газета не пропускала ни одной премьеры с моим участием — ни в БДТ, ни в театре имени Комиссаржевской, куда я потом перешел. За это мой вам низкий поклон и благодарность.

Но все-таки самое яркое мое воспоминание, связанное с вашей газетой, — это, конечно же, футбольные матчи «Вечёрка» — БДТ. Первый матч состоялся еще в конце 1970-х, и меня позвали играть за БДТ. Меня, правда, сомнение брало — все-таки я к тому моменту работал уже в Комиссаржевке. Но мне говорят: «Ваня, ты же ярый футбольный болельщик, хорошо в футболе разбираешься. Вот и сыграй». Мне уже было под пятьдесят, но молодые артисты меня убедили — и я отбегал оба тайма! Мне потом директор нашего театра Георгий Александрович Сащенко и говорит: «Ваня, мы ровесники — так я дышать не могу, а ты по полю носишься!» Капитаном нашей команды был Кирилл Юрьевич Лавров. И вот в один год выводит он нас на поле — а в форму не переоделся. Молодые артисты ему и говорят: «Кирилл Юрьевич, чего это вы? Давайте переодевайтесь, поиграем!» А он им в ответ: «Вы что, хотите моей кончины прямо здесь, на поле? Представляю я себе некролог…» Мы все так и легли от смеха, хохотали минут пять. Я ему с трудом выдавил сквозь смех: «Кира, ну ты уж не провожай себя раньше времени на тот свет. Надо играть!» И он переоделся и сделал удар по воротам, в которых стоял Валентин Иванович Семёнов, капитан команды «Вечёрки». Тогда-то и возникла традиция — начинать матчи с пенальти в исполнении двух капитанов.

А еще на наши матчи «Вечёрка» — БДТ любил ходить Юрий Андреевич Морозов. Он очень тепло относился к артистам, и ко мне в том числе. И это внимание знаменитого тренера было мне особенно дорого. Когда «Зенит» под руководством Морозова добился своего первого успеха в чемпионате СССР, мы поздравляли Юрия Андреевича в 1-й студии Ленинградского телевидения. Мы создали трио «Нагловатые ребята» и спели ему на мотив популярных тогда «Ярославских ребят» — артисты Комиссаржевки Миша Матвеев, Костя Григорьев и Иван Краско с ними. Закончив выступление, мы подарили Юрию Андреевичу балалайку, под которую мы пели.

Так что огромное спасибо вашей газете, благодаря которой такие люди встретились в моей судьбе.

 

↑ Наверх