Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

«Балтийский дом»: С моря по нитке

На этой неделе в «Балтийском доме» открылся юбилейный сезон. Юбилей причем двойной: 75-летие Театра им. Ленинского комсомола (так этот театр именовался со дня основания) и 20 лет названию «Балтийский дом»

На этой неделе в «Балтийском доме» открылся юбилейный сезон. Юбилей причем двойной: 75-летие Театра им. Ленинского комсомола (так этот театр именовался со дня основания) и 20 лет названию «Балтийский дом», которое этот театр пытается оправдывать не только в период одноименного фестиваля. Получается через раз.
Оправдывает, приглашая на постановки режиссеров из стран, омываемых Балтикой. Постановки выходят весьма странные.

Нынче вот ожидают десант из Латвии — ностальгический. Раймонд Паулс сочинил музыку на стихи Евгения Евтушенко, вокруг музыкальных композиций возникла драматургия. Все это должна превратить в спектакль прекрасная собою режиссер Галина Полищук. Режиссуре она училась у Бориса Юхананова — экспериментатора в области спонтанного театра, сочетающего жесткость структуры с импровизацией. Сама Галина Полищук работает в западном стиле, экспериментируя с современными формами и образами. Купринская «Олеся», поставленная ею в театре «Et cetera» п/р Александра Калягина, вышла историей про современного писателя (с ноутбуком) и про его детско-юношеские комплексы.

Второй занесенный к нам балтийскими ветрами режиссер — болгарин Младен Киселов, проживающий ныне в Эстонии. Он — представитель старшего поколения профессионалов, учился у самого Анатолия Эфроса, в 80-х ставил во МХАТе. В «Балтдоме» выпустит «Жизнь Галилея» Брехта, пьесу о несокрушимом противостоянии художника и власти. Кстати, вряд ли в спектакле, к которому приложили руку Паулс и Евтушенко, без подобной коллизии обойдется. А уж «Кабала святош» по пьесе Булгакова — только и именно об этом — о том, насколько возможно, будучи человеком искусства, исключительно одаренным, служить власти, не теряя при этом лица и самой жизни. На места Мольера и короля-солнца Людовика XIV можно поставить любого правителя и любого большого художника — начиная от самого Булгакова и Сталина. Так или иначе, пьеса обречена на актуальность, убить которую может только пошлая режиссура. И надо же такому случиться, что ставит пьесу не кто иной, как Игорь Коняев, ученик Додина, в последнее время специализирующийся на кичах и самой низкопробной конъюнктуре.

Еще из режиссеров в планах «Балтдома» упоминается поляк Анджей Бубень с современной польской пьесой. И Эдуард Гайдай, штатный режиссер Театра марионеток им. Е. Деммени, один из немногих, кто умеет говорить с детской аудиторией на адекватном ей театральном языке.

Ведущая рубрики Жанна ЗАРЕЦКАЯ
↑ Наверх