«Балтийский дом»: театральные связи длиною в четверть века
C 1 по 14 октября 2015 года в Санкт-Петербурге пройдет юбилейный, ХXV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», главное событие петербургской театральной осени
Форум соберет тех, кто стоял у истоков его создания, участников, регулярно приезжающих на «Балтдом», а также — по традиции — откроет несколько новых имен молодых режиссеров, уже проявивших себя на европейской сцене. Основная программа нынешнего «Балтийского дома» будет посвящена Году литературы в России, поэтому в афише немало произведений русской классики. Виктор Сухоруков в спектакле «Р.Р.Р.». Фото: Сергея Петрова
Фестиваль откроется 1 октября мировой премьерой музыкального произведения петербургского композитора Александра Маноцкова «Двадцатипятилетняя симфония», которая написана специально для юбилейного «Балтийского дома». За 26 минут симфония языком музыки расскажет о глобальных процессах — астрономических, сейсмических, военно-политических, происходивших в Солнечной системе, на Земле вообще и в России в частности с 1991 по 2015 год. Исполнит симфонию оркестр под управлением Юрия Крылова и камерный хор «Festino» под руководством Александры Макаровой. В этот же вечер зрители увидят спектакль Театра им. Моссовета «Р. Р. Р.» по мотивам романа Достоевского «Преступление и наказание» в постановке Юрия Еремина. В спектакле заняты Алексей Трофимов и н. а. России Виктор Сухоруков (Порфирий Петрович).
Также из Москвы приедет театр «Школа современной пьесы» и представит спектакль своего создателя и худрука Йосифа Райхельгауза и молодого режиссера Валерии Кузнецовой по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина», которая начинается фразой: «Пушкина я возненавидел еще в детстве...» Это — провокация.
Однако главное событие фестиваля припасено на дни закрытия — 13 и 14 октября. Им станет премьера спектакля талисмана и домового «Балт‑
дома» и бесспорно великого режиссера Эймунтаса Някрошюса «Борис Годунов», поставленного в Национальном драматическом театре Литвы. Об этом спектакле известно лишь то, что в нем сталкиваются два взгляда на историю — взгляд монаха-летописца Пимена и взгляд художника, самого Някрошюса.
В этот раз — видимо, по случаю юбилея — будет показан и еще один новый спектакль Някрошюса: «Голодарь» по рассказу Кафки.
Не останется фестивальная афиша и без «арии» второго неизменного литовского гостя — Римаса Туминаса. Более того, мы увидим спектакль, поставленный всемирно известной командой: к режиссеру присоединились сценограф Адомас Яцовскис и композитор Фаустас Латенас. Они представят спектакль «Минетти» по пьесе австрийского прозаика XX века Томаса Бернхарда, в которой старого актера, мечтающего после 30-летнего перерыва выйти на сцену в роли короля Лира, сыграет еще один безусловный кумир — Владас Багдонас.
Есть и еще один повод упомянуть имя Някрошюса в связи с нынешним «Балтдомом». Актер, который тонко, с детской открытостью и непосредственностью сыграл князя Мышкина в някрошюсов‑
ском «Идиоте», Даумантас Цюнис сыграет Подсекальни‑
кова — знаменитого эрдма‑
новского «самоубийцу» —
в спектакле Габриеле Туминайте.
А спектакль «Идиот» на «Балтдом» на сей раз приедет из Риги: в Национальном театре Латвии его поставил режиссер среднего поколения Владислав Наставшев.
Эстония будет представлена Городским театром Таллина, который за пятнадцать последних лет превратился в театр Эльмо Нюганена, режиссера с актерской родословной. В афише «Балтдома» — спектакль самого Нюганена по роману Таммсааре (этакого эстонского Толстого) «Я любил немку», а также постановка режиссера Хендрика Тоомпере «Мертвые души» (уже нашего любимого Гоголя).
Совсем новое для фестиваля и для Петербурга имя — Элиас Файнгерш. Человек-оркестр из Швеции представит «Саундтрек моей жизни» — историю одного года странствующего артиста. Файнгерш — уникальный тромбонист и актер, сочетающий виртуозную игру с живой электроникой, вокалом, элементами драмы и клоунады.
Ни один стоящий фестиваль нынче не обходится без наших китайских друзей. На XXV «Балтдом» приедут два спектакля из Китая — оба из «Театра №13» из города Гуанчжоу. Один — «Воскресение» по роману Толстого — поставил петербургский режиссер Леонид Алимов. Второй создан художественным руководителем театра Ван Сяоди по пьесе Юй Жунцзюнь «Что скрывает ложь».
Остается сказать о петербургской программе. Она — более чем достойная. Театр-фестиваль «Балтийский дом» представит два спектакля: «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира в постановке одного из лидеров европейской режиссуры Сильвиу Пуркарете и спектакль «Детство 45-53: а завтра будет счастье», созданный Анджеем Бубенем по книге известной писательницы Людмилы Улицкой. Еще два спектакля родились в прошлом сезоне на двух разных площадках БДТ им.
Г. А. Товстоногова: это «Что делать» режиссера Андрея Могучего по мотивам программного романа Чернышевского и «Томление» режиссера Эльмо Нюганена по пьесе современного английского драматурга Уильяма Бойда.
Важно: Правила перепоста материалов