Банки утверждают, что счета заблокированы не будут
Но других рычагов давления на «спящих» клиентов у них нет
С 1 января банки должны оповещать клиентов с помощью смс-сообщений, какие операции происходят с их картами — это предусматривает 9 статья вступившего в силу закона «О национальной платежной системе». Если у вас с карты были сняты деньги кем-то неизвестным, вы должны в течение суток сообщить об этом в банк, и он обязан начать расследование. Но если банк не сообщил вам о снятии денег, то обязан возместить все ваши потери. Однако не все клиенты подписаны на смс- оповещение. Услуга стоит денег, пусть и небольших. Поэтому банки таким клиентам могут «на всякий случай»заблокировать карты. Такой вывод следует из вступившего в силу закона.
Однако на этот счет на сайте Центробанка сказано следующее: «Банковская карта может быть заблокирована по инициативе кредитной организации только при нарушении клиентом порядка использования банковской карты, определенного договором. Блокировка карты не может осуществляться по причине отсутствия в кредитной организации информации для связи с клиентом».
Из пресс-службы северо-западного отделения Сбербанка наша газета получила следующий ответ:
«Клиентов, активно пользующихся банковскими картами, по которым нет актуальной информации, в Сбербанке немного. Сегодня сложно представить себе клиента, пользующегося картой и не получающего информацию о движении по счету и остатках в том или ином виде. Поэтому введение данного закона никаким образом не отразится на клиентах, регулярно пользующихся банковскими картами Сбербанка. «Спящие» клиенты, имеющие устаревшую контактную информацию, при обращении в отделение Сбербанка смогут обновить ее – это не займет много времени. Вообще, своевременное обновление контактной информации, является неотлагательным обязательством клиента, закрепленным условиями обслуживания.
Никаких принудительных действий со стороны Сбербанка, таких как блокировка карт, в настоящее время не планируется».
Тем не менее, эксперты из межрегиональной общественной организации потребителей финансовых услуг «Финпотребсоюз» утверждают, что другого способа заставить клиента «пошевелиться» и предоставить свои контакты, кроме блокировки счета, иногда у банков просто нет. И рано или поздно они этим рычагом давления на клиентов воспользуются.
Хотя нерешенным остается вопрос с теми клиентами банков, которые вообще не пользуются мобильными телефонами. Например, люди преклонного возраста, получающие на карточки пенсии.
Перед новым годом банки пытались решить вопрос и заранее через банкоматы сообщали клиентам о необходимости предоставить номер телефона. Кто не успел, все же рискует, что его счет может быть заблокирован. Тем более, что в новогодние праздники большинство банков работать не будет, и разблокировать счет получится только к середине января.