Барановскому и не снилось
Мини-отель в памятнике архитектуры тревожит только жителей соседних квартир
Мини-отель в памятнике архитектуры тревожит только жителей соседних квартир
Что общего у буддийского храма на Приморском проспекте, Елисеевского магазина и «рядового» здания в центре Петербурга, на улице Ломоносова, 14? Только то, что все они построены по проектам знаменитого петербургского архитектора Гавриила Васильевича Барановского, являются памятниками архитектуры и подлежат охране государства. Правда, первые два объекта и вправду охраняются, а любые попытки вмешаться в их облик привлекают пристальное внимание общественности и властей. Однако с домом-памятником на улице Ломоносова ситуация совершенно иная.
Стремительная сеть
Фасад памятника архитектуры реставрируют, а что происходит внутри здания, интересует только его жите. Фото: Наталья ЧАЙКА
Фото: Наталья ЧАЙКА
Неделю назад в доме № 14 по улице Ломоносова открылась гостиница, так называемый мини-отель. Принадлежит он «Sonata Hotels Group», которая позиционирует себя как «стремительно развивающуюся сеть отелей». Сеть рекламирует себя довольно активно и завлекает в новый отель не только удобным расположением здания — в самом историческом центре города, но и максимально возможным комфортом: «тихий отель, качественная сантехника, уютные комнаты, мягкое постельное белье и вкусные завтраки в кафе отеля». И все за сумму от 2700 до 3500 рублей в сутки.
Однако именно сантехника — помимо всего прочего — и стала одной из причин, по которым жители дома на Ломоносова, 14, обратились в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы». Ведь для того чтобы обеспечить номера отеля «качественной сантехникой», его владельцы произвели полную перепланировку. Причем настолько стремительно, что соседи сумели отреагировать только постфактум, то есть уже после открытия отеля.
«Нас никто не спрашивал»
Жители дома на Ломоносова, 14, обратившиеся в нашу «Общественную приемную», настроены не слишком воинственно. Они пока еще не знают, чего ожидать от нового мини-отеля — добра или худа. Однако опасения высказывают вполне обоснованные. Дело в том, что в мини-отель превращена бывшая коммунальная квартира площадью около 250 квадратных метров. Расположена она на третьем этаже обычного жилого дома, в главном корпусе которого всего 18 квартир. Дом, как вы понимаете, старый, капремонт сетей не делался изначально, поэтому все жители верхних этажей испытывают трудности с водой. Естественно, люди опасаются, что постояльцы мини-отеля окончательно лишат их регулярного водоснабжения. Ведь и сейчас в их квартирах вода течет тоненькой струйкой.
Другие тревоги связаны в основном с самим фактом перепланировки, произведенной владельцами отеля. Дело в том, что в каждом номере теперь расположен свой санузел — душ, туалет... Это означает, что сантехника установлена прямо над чужими жилыми комнатами. Никто из владельцев отеля не спрашивал у жителей нижних этажей разрешения на такую перепланировку и, соответственно, их согласия не получал. Вопросы, которые жители задают по этому поводу своей управляющей организации — Жилкомсервису № 2 Центрального района, — остаются без ответа, хотя по закону любая УК должна следить за правильностью использования всех помещений управляемого многоквартирного дома. Что будет дальше — жителям неизвестно.
Мы белые и пушистые
Примерно так можно сформулировать резюме нашей беседы с представителем сети «Соната» Любовью Яковлевой, которая согласилась ответить на все вопросы, связанные с существованием гостиницы в одной отдельно взятой квартире обычного жилого дома.
— Мы действуем в полном соответствии с законом, — заявила наша собеседница. — Обычно какие-то вопросы у соседей возникают только в начале работы наших мини-отелей. Однако в ходе ее мы снимаем все возникающие проблемы. Если нужно — делаем ремонт в парадных, занимаемся инженерными сетями, решаем вопросы безопасности: в наших отелях всегда дежурит администратор и обеспечена охрана. На свою деятельность мы получили сертификат, причем в добровольном порядке — ведь сейчас это не обязательно. Законов о мини-отелях нет, поэтому сфера нашей деятельности обозначена как «сдача комнат внаем». Своих гостей мы регистрируем в соответствии с законом, так что в этом отношении все тоже в порядке...
Единственная заминка в нашей беседе возникла, когда зашла речь о законности перепланировки. Как оказалось, сейчас все документы на перепланировку «еще на согласовании в БТИ». Однако, по мнению руководства сети отелей, процедура займет не более двух-трех недель...
А как же статус памятника?
При всем доверии к добрым намерениям владельцев гостиничного бизнеса то, что происходит в здании бывшего доходного дома Елисеевых, не может не настораживать. Дом этот еще в 2001 году был включен КГИОП в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Два года назад его внесли в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «в качестве объекта культурного наследия регионального значения».
Распоряжение на этот счет было подписано руководством комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры под номером 10-33 от 20.10.2009 г. А это означает, что любые поползновения на изменение внутренней планировки здания должны привлекать самое пристальное внимание. Что же мы видим на деле? Вначале владельцы «отельной» квартиры произвели все нужные им изменения и только потом занялись их утверждением, хотя по закону нужно все делать наоборот.
Между тем статус памятника архитектуры предполагает, что собственники отдельных его помещений не вправе обращаться с ними как вздумается. В том числе — переделывать отдельные элементы. Дело в том, что особенности творческого почерка архитектора Барановского заставляют отнести к статусу охраняемых не только фасады созданных им зданий, но и их внутреннее убранство. Ведь, как указано в Санкт-петербургской энциклопедии, в доходных домах Елисеева, созданных Барановским, — в том числе на набережной Фонтанки, 64 (ныне ул. Ломоносова, 14) — архитектор «оригинально интерпретировал неоренессансные и классицистические мотивы, ввел новые приемы объемной композиции и планировки».
Если владельцы сети отелей «Соната» не в курсе деталей, которые относятся к приобретенной ими собственности, кто-то должен был им про это рассказать. И как минимум — потребовать соблюсти все необходимые процедуры.
Вполне возможно, что бывшая коммуналка в части охраны нашего архитектурного наследия была не на высоте. Но согласитесь, любые перемены в здании, которое признано памятником своей эпохи и объявлено охраняемым государством, должны находиться под строгим контролем.
Марина ГЛЕБОВА