Барона Штиглица несли на руках
Памятник меценату перевезли из Великого Новгорода в Петербург
Памятник меценату перевезли из Великого Новгорода в Петербург
Да, это был день не только поэта Пушкина, но и барона Штиглица! Ведь именно 6 июня мраморный барон покинул свою «малую родину» — Новгородский государственный объединенный музей-заповедник — ради «родины исторической» — Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. Центр национальной славы, лет пятнадцать хлопотавший, чтобы памятник барону А. Л. Штиглицу (1814 — 1884) вернулся на свое законное место — на пустующий постамент в выставочном зале, пригласил петербургских журналистов в Великий Новгород посмотреть, как будут перевозить творение рук знаменитого скульптора Антокольского.
Бракосочетание на фоне… барона
В местном музее изобразительных искусств, где с конца 50-х годов прошлого века и был «прописан» барон Штиглиц (таким образом решено было уважить просьбу новгородского музея: пополнить разграбленную во время Великой Отечественной войны коллекцию), случайных посетителей не было — сплошь музейные работники и чиновники. На стенах — полотна Айвазовского, Брюллова, Тропинина, Боголюбова, Клевера, Маковского, Флавицкого, а вот скульптурные произведения не были представлены… Потому и расставались музейщики с грустью с экспонатом — единственным представителем русской академической скульптуры.
— Определенная жалость есть, — поделился вице-губернатор Новгородской области Александр Габитов. — Тем более что у нас есть хорошая традиция: мы даем возможность молодым парам регистрировать брак в этом замечательном зале. И даже когда я бракосочетался, у меня на свадебных фотографиях Штиглиц был запечатлен на заднем плане.
— Антокольского ничем заменить невозможно… Для нас скульптура Штиглица — это как родное дитя, к нему привыкли и смотрители, и наши работники — теперь придется отвыкать, — сокрушалась директор новгородского объединенного музея-заповедника Наталья Григорьева.
Единственное, что хоть как-то примиряет новгородских музейщиков с «потерей» произведения искусства, — это то, что Минкульт пообещал им увеличить смету на реконструкцию здания музея.
«Глыбу» сдвинули не сразу

Тем временем во двор музея заехал фургон для транспортировки произведения искусства. Его сопровождала охрана.
Восемь молодцев стали извлекать из фургона инструментарий: картон, полиуретановые пластины, какие-то подставки, коробки с белыми перчатками и сам деревянный ящик, который, разобрав, ввезли в холл музея. В воздухе запахло сосной.
Прощание особенно не «рекламировалось» — специалисты подняли ящик наверх, где размещалась скульптура. Работа закипела — предстояло мраморную «глыбу» сдвинуть с постамента и поместить в фанерный ящик. Восемь рабочих, надев перчатки, накинули на себя крепкие темно-зеленого цвета лямки, отчего стали похожи на бурлаков с Волги —для полного сходства осталось только затянуть русскую народную «Эй, дубинушка, ухнем!». Но им было не до песен: попытка сдвинуть барона с места не увенчалась успехом.
«Наверное, это из-за лака, которым красили постамент, — он и приклеился», — заметил кто-то. Но «бурлаки» продолжали попытку.
«В нем около тонны», — подсказали музейные специалисты, и стало понятно, что восьмерым барона с места не сдвинуть… Потом оказалось, что мраморная плита значительно утяжеляла вес Штиглица, который и при жизни-то был весомым человеком, и — выходит — в мраморе тоже.
В Академию — в дом родной
Наконец попытки сдвинуть памятник увенчались успехом — постамент осиротел, и мраморный барон оказался в фанерном домике. Укрепить памятник оставалось делом техники. А вот для дальнейшей транспортировки сил не хватало: пришлось вызвать на помощь бригаду из Петербурга. Поздно вечером шедевр доставили в Северную столицу, где он будет «отдыхать» до 10 июня.
— Это возвращение памятника очень важно, ведь студенты очень плохо знают свою историю — некоторые говорят, что наша академия была построена на деньги скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, поскольку долгие годы она носила ее имя, — пояснил директор музея декоративно-прикладного искусства академии Александр Бартенев. — Скульптура Штиглица была создана специально для зала академии — она должна смотреть не в паркет, как сейчас, а в бассейн огромного зала, то есть стоять на пьедестале галереи вокруг большого выставочного зала академии. Это его родной дом.
Людмила КЛУШИНА Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов