Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Батенинские виды стали неузнаваемы

Пейзаж социализма — конструктивистский жилмассив 1930-х годов — теперь под сенью небоскребов-муравейников

Проезжая мимо на электричке, идущей от Финляндского вокзала, иной старожил города — выбирающийся в этом направлении, допустим, всего раз за лето — теряется. На тот ли поезд я сел, спрашивает себя пассажир. Что за пейзаж за окном, где привычные ориентиры, где тот же Выборгский универмаг? Взгляд упирается в штыри и массивы многоэтажных жилых комплексов, и только въезд на неизменную во времени платформу станции Кушелевка успокаивает пассажира…

Советский авангард

Уточним: Выборгский универмаг стоит на месте, просто его столь облепили вывесками, что фасад издали можно не узнать. Универмаг вместе с Батенинским жилмассивом в составе более двадцати зданий входит в официальный список выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Выборгского района Петербурга. Это памятник отечественного конструктивизма, советского авангарда. 

С улицы конструктивистские фасады выглядят вполне сохранившимися

Батенинский жилмассив, возведенный в 1929 — 1933 годы, был одним из крупнейших в довоенном Ленинграде: вместе с Кондратьевским, Палевским, Щемиловским. Жилмассивы сооружались как самодостаточные городки передовой социалистической культуры и быта. В них были детские учреждения, очаги просвещения, магазины, механические прачечные, бани. Ванных комнат в квартирах не было — на одном из первых мест при строительстве стояла минимизация расходов, экономия материалов. В Ленинграде подсчитали, что отказ от ванных дает 5% экономии в затратах на строительство, и таким образом в 1929 году решили не строить новые дома для рабочих с излишествами в виде индивидуальных ванных комнат.

Уплотнение высотками

Жилмассив занимает два квартала по Лесному проспекту, между улицами Александра Матросова и Новолитовской, кварталы разделены между собой Диагональной улицей. Получается подобие двух треугольников. В конце 2000-х годов дальний угол того, что образован Новолитовской и Диагональной, был замкнут первым «небоскребом». Монолитное жилое здание в 24 этажа получило название SKY («Небо»). В доме более 300 квартир: одно-, двухкомнатных и студий.

Первый «небоскреб» уплотнил жилмассив в конце 2000-х

К этому людскому муравейнику в наши дни добавился второй. По левой дальней от Лесного проспекта границе, на улице Александра Матросова встал ступенчатый комплекс под названием «Лесная сказка». Его здания высотой от 12 до 17 этажей также вмещают более 300 квартир. Уплотнение квартала народонаселением произошло на месте бывшего банно-прачечного хозяйства жилмассива. 

Просторные дворы, рушащиеся балконы

Окнами людские мегамуравейники выходят на тот самый эталонный пейзаж социалистического быта, каким он представлялся архитекторам довоенного Ленинграда. Почти малоэтажная застройка — жилые дома всего в пять этажей. Просторные дворы, зелень — рабочему человеку за счастье было переехать в этот «город солнца» на Выборгской стороне из темных дворов-колодцев исторической части города. 

Фасадами, выходящими на улицы, «город солнца» местами выглядит не слишком обветшало. Внутри, во дворах, над головами прохожих в прямом смысле слова рушащиеся балконы. Памятник советского авангарда — в глубоком арьергарде. Впрочем, те же картины можно наблюдать и в Кондратьевском жилмассиве — с тем лишь отличием, что тот уже практически расселен, покинут жильцами, а здесь продолжает идти жизнь. Общественное пространство жилмассива расположено на улице Александра Матросова, до 1952 года она была Батениной улицей.

Батенинские виды Петербурга

Утраченная в топонимике города Батенина улица соответственно и дала до войны название жилмассиву. О том, кто такой был Батенин, в 2008 году городу замечательным образом напомнил Русский музей, устроив в Инженерном замке выставку «Фарфор частных заводов Петербурга». 

Завод купца Батенина в Лесном существовал недолго: с 1815 по 1838 год, когда его уничтожил пожар. Но этот частный завод оставил значительный след в истории фарфорового искусства всего государства. Фарфор от Батенина в России называли золотым. Фирменные изделия из него — это обильно, до чрезмерности золоченые вазы и сервизы. Особый батенинский конек — изделия с видами Петербурга. Столица со всей достоверностью фигурирует на чашечках, блюдечках, вазах, подносах. По фарфору Батенина можно изучать Петербург начала XIX века, что и было продемонстрировано в экспозиции Русского музея: рядом с фарфоровыми изделиями были представлены видовые гравюры.

↑ Наверх