Газета выходит с октября 1917 года Friday 24 января 2025

Бедный святой Валентин

В начале 90-х годов, на заре своей журналистской карьеры, я познакомилась с женой итальянского консула. Камилла была талантливым скульптором, готовилась ее персональная выставка в Михайловском замке

В начале 90-х годов, на заре своей журналистской карьеры, я познакомилась с женой итальянского консула. Камилла была талантливым скульптором, готовилась ее персональная выставка в Михайловском замке. Мне в редакции газеты дали задание взять у нее интервью. Она сказала, что за мной заедет ее муж, который и отвезет меня к ним в резиденцию. И консул, честное слово, заехал! Человек он был очень милый и простой, даром что барон. Ездил на советском «козлике», причем за рулем сидел сам. А дело было как раз перед Новым годом, когда в витринах начали выставлять всякие елочки, шишечки, иголочки и прочую мишуру. «Вы только посмотрите на это! — обратился ко мне наместник Италии в Петербурге. — Скоро у вас в России будет как на Западе. Любой праздник станет лишь поводом для коммерции!» И поделился личным опытом, рассказав, как в Италии он однажды купил на рождественской распродаже ботинки (баснословно дешевые). И только дома обнаружил, что у них чуть ли не картонная подошва. Развалились через неделю, несмотря на мягкий итальянский климат.

Сейчас я его слова часто вспоминаю. Действительно, к нам пришел капитализм, провозгласивший, что человек рожден для шопинга, как птица для полета. А чтобы заставить человека покупать, покупать и покупать, все средства хороши. Особенно праздники. Ведь нет времени лучше, чтобы втюхать покупателям монструозные сувенирчики, главное практическое предназначение которых — собирать пыль. 

Вот только что пережили Новый год, когда в магазинах было не протолкнуться среди толп, скупающих в предпраздничной лихорадке бесконечные сувениры со змейками. 

И тут — снова-здорово, Святой Валентин. День влюбленных. Католический праздник, который вот уже лет 15 всегда с нами. И который благодаря торговле и рекламе стал чемпионом по запредельной пошлости. Куда ни глянь — бесконечные алые сердечки, открыточки с ангелочками, целующимися голубками и  вытисненными золотом надписями «I love you!». А еще свечки в таком же оформлении. Ведь какой романтический ужин без свечей? В цветочных магазинах наперебой предлагают красные розы, обильно спрыснутые лаком, которые засыхают через пару часов после того, как поставишь их в воду (даже если бросить туда аспирин!). И цветочные алые же лепестки. Символ страсти, кто понимает. Сядет любимая за стол, а он осыплет ее лепестками роз. Или под ноги ей швырнет, как Паратов шубу Ларисе в «Бесприданнице». 

Но все это еще не предел пошлости, которую пытаются выдать за романтику. Самое страшное — это выпускаемые к празднику мягкие игрушки. Мишки, котики, зайчики белые, голубые и розовые, плюшевые сердечки с «теплыми» надписями. Например, «Влюбленный зайчик». А хотите, котик (влюбленный же) с надписью «Люблю обниматься!». 

«Неужели всю эту мишуру кто-то покупает?» — спросит, быть может, читатель. И я было задалась этим вопросом. Но упавший мне на днях пресс-релиз сети магазинов, торгующих игрушками, сообщил, что плюшевые сердца, влюбленные зайчики и котики, любящие обниматься, являются в канун Дня святого Валентина лидерами продаж. 

После этого даже предновогодних китайских змеек начинаешь вспоминать почти с нежностью. 

↑ Наверх