Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Бег с препятствиями и с голосом «Зенита»

27, 28 декабря

Режиссер-мастер Анатолий Праудин взялся за не слишком привычный для себя материал. Обыкновенно его интересовала стопроцентная классика — причем не пьесы, а повести или романы в переработке драматурга Натальи Скороход. А 27 и 28 декабря в его постановке на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» выходит пьеса Александра Володина «Осенний марафон», которая в переработке не нуждается, а вот в отстранении и переосмыслении — еще как. И тут-то как раз Праудину мало равных.

Это тот редкий случай, когда сюжет никому пересказывать не надо. Одноименный премьерному спектаклю фильм Георгия Данелии 1980 года давно стал киноклассикой. История героя Олега Басилашвили, переводчика Андрея Бузыкина, который мечется между женой и любовницей, попутно помогая бездарной коллеге-соотечественнице и переводчику Достоевского из Дании, но которому при этом сочувствуешь гораздо больше, чем обманутым им женщинам, притягивает многим. Во-первых, это один из самых точных слепков с эпохи, которую не то что не забыли, но которая для обитателей бывшего СССР превратилась в нечто вроде хронической болезни. Во-вторых, в этой истории на роль героя довольно дерзко выводится антигерой по всем показателям: Бузыкин безволен, аморален, он заврался до последней степени. При этом, в-третьих, он врет, исключительно чтобы не причинять боль, обладает почти патологическим чувством ответственности и, главное, он — выдающийся переводчик, начисто лишенный тщеславия. При данном раскладе его финальный кратковременный бунт воспринимается как истинный подвиг. Такого парадоксального «героя нашего времени» литература второй половины XX века до Володина не знала. 

Впрочем, по прошествии лет стало очевидно еще и то, что Володин время перешагнул и изобразил типичного для любого времени художника, великодушного и беззлобного, которому легче изобрести луноход, чем сделать ремонт, легче не принимать никаких решений, чем причинить боль резкостью позиции. Но который, доведенный до крайности, непременно учинит бунт, смешной и нелепый, но замечательно трогательный в своей искренности. И потерпит полное фиаско, но не утратит нашего сочувствия, не покажется жалким. Так что герой Константина Анисимова (известного еще и как «голос «Зенита» на «Петровском») непременно будет узнаваем. Равно как и остальные персонажи «печальной комедии» Володина: жена Нина (Алла Еминцева), любовница Алла (Ольга Белинская), горе-переводчица Варвара (Маргарита Лоскутникова), «человек со стороны» профессор из Дании Билл Хансен (Юрий Елагин). Ну а уж образ соседа, с которым не удастся не выпить и потом не поехать на природу, в России и вовсе вечнозеленый; роль Леонова в спектакле исполнит Александр Передков. А какое во всех этих перипетиях раздолье для фирменной праудинской иронии! Словом, этот «Марафон», несомненно, — одна из самых ожидаемых премьер уходящего сезона.

В качестве художника выступит еще один замечательный мастер, создавший сценическую среду для многих спектаклей Льва Додина, — Алексей Порай-Кошиц.

↑ Наверх