Императорский фарфоровый завод показал олимпийскую коллекцию
Художники Императорского фарфорового завода показали «Вечернему Петербургу» авторские изделия, посвященные ХХII зимним играм
Коллекция на спортивную тему стала второй олимпийской в истории завода, который в год Сочи-2014 побьет и свой рекорд — 270 лет существования. По долголетию ему нет равных в Северной столице — это единственное из гражданских предприятий елизаветинской эпохи, в добром здравии перешагнувшее в XXI век.
Тарелка «Фигурное катание», автор М. Матвеева.
В эту пятницу, 20 сентября, завод отмечает 269 лет. Как было не воспользоваться случаем и не устроить накануне даты расспросы о фарфоре в целом? Он петербуржцу — вещь практически родная, семейная. Ведь образцы декоративно-прикладного искусства с маркой «ЛФЗ» некогда были в доме каждого ленинградца.
От серванта слесаря до витрин Эрмитажа
Сам того не ведая, любой среднестатистический экс-ленинградец сегодня — обладатель сокровищ. Ревизия кухонных полок и дачных шкафов поможет ему обнаружить разрозненные остатки сервизов, чашки и блюдца с клеймом «ЛФЗ». Ленинградский фарфоровый завод поставлял изделия, которые были по карману горожанину. Многие помнят, что в 1970-е годы расписная чашка с блюдцем стоили всего 3 — 4 рубля, сервиз «Кобальтовая сетка» — 38 рублей.
— При советской власти завод ориентировался на наше население, а население было вполне однородное. Хороший рабочий получал как профессор, и у этих людей одни и те же сервизы стояли в серванте, — вспоминает художник Сергей Соколов. — Дорогостоящие вещи изготавливались для Смольного, для Совета министров, МИДа, для посольств и как подарки высоким гостям.
Музей фарфора (отдел Государственного Эрмитажа) работает со вторника по субботу с 10.00 до 18.00, билетная касса до 17.00. В воскресенье с 10.00 до 17.00, касса до 16.00. Понедельник — выходной. Билеты стоят 60 рублей. Детям, школьникам, студентам и пенсионерам — бесплатно. Адрес: пр. Обуховской Обороны, 151 (ст. метро «Ломоносовская»). Там же бесплатно для всех — посещение Галереи современного искусства фарфора. Галерея открыта с понедельника по пятницу с 10.00 до 19.00. Выходной — воскресенье.
Клеймами «ЛФЗ» отмеряли этапы жизни: чашечку костяного фарфора дарили на окончание школы, сервиз — на свадьбу или на защиту докторской, статуэтку — на получение рабочего разряда и вазу — при проводах на пенсию (от профсоюза). Теперь пенсионер, заглянувший в фирменный магазин ИФЗ (после перестройки «Ленинградский» стал «Ломоносовским», а затем «Императорским»), ахает и не верит своим глазам, глядя на цены. Оказывается, он обладатель сокровищ: попивает чай по утрам из комплекта ценой до 10 тысяч рублей. У него в наличии все разрозненные остатки роскоши: и сахарница с росписью «кобальтовая сетка», и заварной чайник в красных с золотом петухах, а также комплект чайный «Незабудка», плюс блюдечки костяного фарфора...
Более того, пенсионер нередко — обладатель коллекционных экземпляров. Те же чашки и статуэтки могут быть выставлены в витринах Эрмитажа. В 2001 году Государственный Эрмитаж принял под свое управление уникальное историческое собрание Музея Императорского фарфорового завода, расположенного на территории завода по адресу: проспект Обуховской Обороны, 151. Вход в музей по расписанию Эрмитажа — все дни недели, кроме понедельника.
Во многих домах есть остатки былой советской роскоши с клеймом «ЛФЗ».
Ткань маршальского мундира
Советский период оставил заводу и богатую коллекцию исторических анекдотов. Темой особой важности для художников были «подарки вождям». Здесь расписывали вазы и тарелки с портретами Сталина, Ворошилова (тот был на лыжах), Гусака, Хонеккера — по мере поступления фигур на политическую арену соцлагеря.
С фарфоровым Романовым (первым секретарем Ленинградского обкома КПСС, а не последним царем) случился такой анекдот. В феврале 1983 года тому справляли 60-летие. По заказу ЦК КПСС на заводе делали фарфоровый пласт с его портретом.
Но вплоть до дня юбилея — дня оглашения приказа о награждении — было неизвестно, присвоят ли хозяину Смольного звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». И художникам приходилось то рисовать звезду, то вытравливать, поскольку «сверху» постоянно поступали противоречивые указания: вешать ему ее на пиджак или нет. В итоге фарфоровый пласт был доставлен в Москву вовремя и Золотая звезда сияла, как и положено блестеть Золотой звезде героя.
В 2012 году решением Топонимической комиссии города скверу перед заводом было присвоено имя Дмитрия Ивановича Виноградова (1720 – 1758) — русского ученого, открывшего секрет изготовления «белого золота». Это было сделано по инициативе сотрудников завода.
Брежнев, говорят, очень любил свои портреты в фарфоре. Но при отображении облика генсека постоянно приходилось ломать голову над соблюдением пропорций торса: звезды и награды на пиджаке не умещались. В советском народе был даже популярен анекдот об операции по расширению грудной клетки вождя.
Правдивая история: фельдъегерской службой на завод доставляли фрагмент ткани маршальского мундира генерального секретаря КПСС — дабы художники достоверно отображали в фарфоре фактуру облачения вождя.
Делали также его парный портрет с супругой Викторией Петровной — по фотографии, маскируя дородную фигуру первой леди туникой темных тонов. Однажды блюдо с Викторией Петровной, занявшее у художника 3 месяца росписи, треснуло в печи при обжиге. А вручать надо было чуть не завтра — художнику поставили раскладушку в мастерской, и так он свершил свой трудовой подвиг.
Подобные истории всегда вспоминают при празднованиях дня рождения завода.
Пласт, «Старая открытка. Керлинг», автор Л. Цветкова.
Олимпийская тема
Московская Олимпиада 1980 года была звездным часом Ленинградского фарфорового завода. Специалисты изготовили одну из составляющих деталей олимпийского факела. Кроме того, выпустили большое количество чашек, блюдец и ваз с олимпийской символикой, а также олимпийских мишек. Художники завода создали грациозные скульптуры «Гимнастка», «Лучница», «Гандболистка».
В этой, второй на родной почве Олимпиаде завод с официальной символикой работать не будет — приобретение прав на использование логотипа «Сочи-2014» оказалось для ИФЗ дороговатым. ИФЗ разработал собственную коллекцию «Командный зачет» — авторские изделия со спортивной тематикой.
В январе 2013 года художники завода вышли на защиту территории Фарфоровского кладбища. На кладбище с XVIII века хоронили жителей Фарфоровой слободы — работников завода. Сейчас на части этого ликвидированного в годы советской власти некрополя планируется строительство торгово-развлекательного центра (за кинотеатром «Спутник»). Строительный забор до сих пор стоит, а художники завода, создавшие инициативную группу «Сохраним Фарфоровское кладбище от застройки», по-прежнему несут вахту у информационного щита на заборе, сообщающего о стройке.
Первое «сочинское» изделие было сделано еще пять лет назад — эксклюзивная тарелка в честь победы России в Гватемале 4 июля 2007 года за право проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, как гласит надпись на оборотной стороне тарелки. По ободку тарелки изображены все зимние виды спорта. Выбранный стиль — авангардный, в духе советского агитационного фарфора, но с весомой долей позолоты, она дань богатому «русскому имперскому» стилю. Автор — художник Сергей Соколов.
Изящные плакетки с ретроспортсменами подготовила художник Любовь Цветкова. Источником вдохновения Любови Юрьевны стали фотографические карточки столетней давности, и не только. На плакетках можно увидеть керлингистов в национальных шотландских костюмах — шотландцы увлекались этим зимним видом спорта уже в начале XVI века. Подтверждением чему является камень с выбитой датой «1511», найденный на дне одного из водоемов. Изображения того, что стало впоследствии керлингом, встречаются на картинах Питера Брейгеля: крестьяне, играющие с неким снарядом на льду... «Малые голландцы» из коллекции Эрмитажа также вдохновили художницу.
Русское «белое золото»
Завод, на котором работают династиями, был учрежден в 1744 году по указу дочери Петра Великого веселой императрицы Елизаветы Петровны. Как Порцелиновая мануфактура — начавшая выпускать «порцелин» по рецепту, разработанному изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. Фарфор был драгоценностью, «белым золотом» — шел на аксессуары императорскому двору, на пуговицы и табакерки.
Стиль фарфора всегда был частью стиля эпохи. Большого стиля: барокко XVIII века, классицизма, ампира эпохи Наполеонов-ских войн, модерна, предшествовавшего финалу Российской империи... После революции был рывок в авангард — советский агитационный фарфор с триумфом покорял мир, получая международные награды.
Фарфор больших доминирующих стилей всегда создавался в гармонии с архитектурой, скульптурой и живописью. С интерьером. А у нас сейчас вдруг — повсюду евроремонт, пастельные тона... Что им может соответствовать?
Что-то лаконичное и монохромное, если у вас в доме евроремонт: пластик и сайдинг. И нечто с «золотинками и малахитинками», если вы принадлежите к незначительному проценту людей с «богатым» вкусом.
В поисках вечного
Единого тренда в фарфоре сейчас нет, признают художники завода.
Они смотрят на то, как одеты люди на улице, ходят на модные дефиле, чтобы уловить «движение стиля» в новых тканях, новых моделях. Смотрят на строящиеся дома — в архитектуре Петербурга это либо «стекляшки», либо подражания буржуазной респектабельности начала XX века... Нет, не существует пока яркого и общего тренда, повторяют мастера.
Если его почуять, схватить — получаются вечные образцы, говорят художники. Как, например, декор «Кобальтовая сетка», созданный художницей завода Анной Яцкевич в 1945 году. Он до сих пор остается визитной карточкой завода.
В военную пору «Кобальтовая сетка» была навеяна Анне Яцкевич изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским «Собственным» сервизом. Но существует и легенда о том, что узор был создан в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда.
Метки: Выставки Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов