Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Белоруссия готова снабжать нас всем — от бананов до креветок

Российские продовольственные санкции Минск называет клондайком

— Для нас это клондайк, — обрадовался замминистра сельского хозяйства Республики Беларусь Леонид Маринич после объявления Россией продовольственных санкций. — Мы готовы заменить западные страны по многим позициям. Увеличим выпуск сыров различной твердости и различных сроков созревания, заменим голланд-скую картошку, заменим польские яблоки — у нас все есть.

Белорусские продуктовые ярмарки всегда были популярны в Северной столице.

Надоено в ЕС — сделано в Белоруссии

Недавно минсельхозпрод Белоруссии отчитался об увеличении продовольственных поставок в Россию. В августе экспорт сельхозпродукции в РФ превысил 325 млн. долларов, что на 7,2% больше, чем в августе 2013 года. Например, поставки колбасных изделий только за один месяц увеличились в 1,6 раза, цельномолочной продукции — в 1,9 раза, масла — в 1,3 раза, сыров — в 1,5 раза. Всего до конца года Белоруссия намерена выручить от поставок продовольствия в РФ дополнительно около 300 млн. долларов.

Поначалу намерение Минска увеличить поставки в Россию молочной продукции в полтора-два раза вызывало удивление: где возьмут столько молока? Оказалось, Белоруссия рассчитывает на помощь опальных европейцев. Компании из Польши и Прибалтики ведут активные переговоры с белорусскими властями о создании в республике совместных предприятий по переработке молока, мяса и плодоовощной продукции.

И первые поставки из ЕС уже идут. За месяц с небольшим в Белоруссию ввезено 2,8 тыс. тонн пастеризованного молока и сливок. Разрешения на ввоз молочного сырья из Европы получили 13 предприятий, хорошо известных россиянам по продукции, поставляемой на российский рынок.

Пока это малая толика от того, что было заявлено на словах. Если верить польским источникам, Белоруссия выказала готовность покупать 200 тыс. тонн молока ежемесячно — пастеризованного, сухого, сгущенного. Но будут ли исполнены договоренности — большой вопрос.

Кроме карпов в Белоруссии стала неплохо ловиться и морская рыба...

Креветки и лосось в законе

С тех пор как Россия ввела продовольственные санкции, ее западная соседка стала объектом пристального внимания со стороны Россельхознадзора, ФТС, местных властей на предмет организации нелегального транзита через Белоруссию запрещенных товаров. А примеры с присутствием на российских прилавках экзотических продуктов «made in Belarus» стали анекдотичными.

Действительно, не имеющая выхода к морю республика экспортирует в Россию и красную рыбу, и креветки, и моллюски. Официальная статистика этого не скрывает. По данным Белстата, за январь — июль 2014 года мороженой форели было поставлено на 4,6 млн. долл., форели копченой — на 7 млн. долл., филе лосося тихоокеанского — на 2 млн. долл., лосося атлантического мороженого — на 3,1 млн. долл., лосося тихоокеанского копченого — на 3,2 млн. долл. 

В списке есть также креветки, крабы, каракатицы и кальмары. Например, экспорт креветок в Россию за 7 месяцев вырос в 179 раз, правда, всего до 30 тонн.

В категории «продукты растительного происхождения» белорусскому экспорту вообще раздолье. Что только белорусы не продают! Салата-латука за семь месяцев в Россию поставлено на 151,2 тыс. долл., фисташек — на 167 тыс. долл., орехов кешью — на 1,3 млн. долл., миндаля — на 1,2 млн. долл. 

Авокадо, инжир, гуайява, манго, ананасы — все это имеется в ассортименте белорусских поставщиков, правда, объемы небольшие, экспорт исчисляется десятками тысяч долларов. Гораздо больше в Россию завозится хурмы, киви, бананов и цитрусовых. Например, апельсинов в январе — июле Белоруссия поставила на 1,1 млн. долл., мандаринов — на 1,8 млн. долл., лимонов — на 1,8 млн. долл. А лидером продаж стали персики (которые в республике, как известно, не вызревают) с результатом 13,9 млн. долл. Рост по сравнению с январем — июлем 2013 года в 4,3 раза.

На самом деле ничего странного тут нет. Сам по себе реэкспорт — вещь вполне легальная: белорусская компания импортирует продукт, растаможивает его и экспортирует в другую страну Таможенного союза. Несмотря на то что приходится дважды уплачивать НДС, такие сделки часто выгодны. Продовольственные санкции наложили временный запрет на поставки товаров из ЕС, и это ограничивает Белоруссию в реэкспорте, допустим, испанских персиков, но в то же время перепродавать турецкие никто не запрещал. Другое дело, если под видом турецких фруктов ввозятся испанские, но это уже другая история.

В период санкций Белоруссия вправе продавать в РФ и продовольствие из недружественных стран, но предварительно его переработав. Именно поэтому власти РБ и не скрывают информации ни о поставках польского молока, ни о трехкратном увеличении импорта норвежского лосося.

— Наши компании, которые закупают сырье в ЕС, перерабатывают его, после чего товар приобретает белорусское происхождение и следует в РФ, —поясняет процедуру зампредседателя государственного таможенного комитета РБ Сергей Полудень. — Это абсолютно законно. Процесс контролируется и нашими фитосанитарными службами, и российскими.

Рокфор и рикотта по-белорусски

Красной рыбе достаточно легко придать статус белорусской, просто посолив ее, креветкам — очистив от панциря, и производственных мощностей для этого в Белоруссии хватает. 

Польское молоко, если сыр делать некогда, можно просто разлить по тетрапакам. Сложнее с импортными овощами и фруктами: мощности плодоконсервных заводов пока заняты отечественным сырьем, и очередь до польских яблок дойдет, видимо, не скоро.

Но в то же время никто не запрещает белорусам увеличить поставки в РФ своей плодоовощной продукции, заменив ее на внутреннем рынке европейской. Вероятно, такая схема применяется в отношении молдавских яблок, импорт которых в республику, по данным миссии ЕС, увеличился в последнее время в 24 раза. Тут можно заподозрить банальный реэкспорт с подделкой документов, но это бизнес довольно рискованный: Россельхознадзор усиленно контролирует границу, исправно заворачивая фуры с подозрительными товарами.

Кстати, экзотические для России сыры белорусского производства подозрения вызывать не должны, если только они упакованы и на этикетке указано предприятие. Белорусские сырзаводы действительно осваивают промышленный выпуск новых сортов, в том числе с голубой плесенью типа рокфор, а моцареллу и фету производят уже на нескольких предприятиях страны. Недавно построенный Туровский молзавод, например, целиком специализируется на итальянских мягких сырах: это не только моцарелла, но и маскарпоне, рикотта, проволетта и другие. Кстати, продукция из Турова экспортируется в основном в магазины Санкт-Петербурга и Москвы. Туровцы рады бы накормить и другие регионы, но все упирается в наличие сырья.

И все же хоть продовольственные санкции и показались Минску сначала клондайком, легкой валюты они стране не сулят. Переориентировать производственные мощности на переработку импорта из ЕС не так-то просто, вкладывать инвестиции в новые мощности смысла нет, так как санкции могут в любой момент отменить, а откровенный реэкспорт временно нелегальных товаров Белоруссия позволить себе не может. Это чревато аналогичным эмбарго в отношении нее самой.

Анна ЛИПЕНЬ, специально для «Вечернего Петербурга» (Минск)

Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Чайка Наталья

Метки: Продукты Международное Про Петербург Про петербуржцев

Важно: Правила перепоста материалов

↑ Наверх