Берегись, заморский артист!
Зарубежных звезд заставят сдавать анализы и доказывать свою нужность российскому народу
«East17», «Snap», «La Bouche» и другие любимцы поколения девяностых в России, вероятно, больше не появятся. Ведь 9 марта после концерта «Дискотека 90-х» в Москве, в спорткомплексе «Олимпийский», звезд встретили не поклонники, а сотрудники Федеральной миграционной службы. Гастролерам объяснили, что без разрешения работать в России нельзя, и выписали штрафы — на первый раз небольшие, по 3000 рублей с каждого исполнителя. Более ощутимую сумму взыщут с организаторов — от 250 до 800 тысяч рублей. Корреспондент «Вечернего Петербурга» выяснила, какие документы требуются заморским исполнителям, чтобы легально выступать перед российскими поклонниками, и как часто в концертных залах проводят такие проверки.
— Практики подобных рейдов в Петербурге нет, поскольку их не проводили ни разу, — уточнили в пресс-службе Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) по Петербургу и Ленобласти. — Более того, провести проверку можно только после соответствующего согласования и включения в план. Как правило, рейд проводят на основании какой-либо жалобы или обращения.
Также нам сообщили, что проверку в «Олимпийском» провели сотрудники московского УФМС, а в региональные управления указаний по проведению подобных рейдов не поступало.
Пресс-секретарь УФМС Залина Корнилова заявила, что для ведомства нет разницы, работает иностранный гражданин на стройке или выступает на концерте.
Между тем с 80-х годов в нашей стране действует стандартная практика приглашения зарубежных исполнителей. Им высылают приглашения, оформляют деловые или другие визы, например гуманитарные или туристические. Иногда компания-организатор работает через МИД, но таким сотрудничеством могут похвастаться не многие: «PMI» и еще несколько крупных корпораций.
По российскому законодательству, чтобы дать зарубежному сотруднику право на работу, компания-работодатель должна доказать, что данная рабочая сила ей действительно необходима. Сделать это с творческими людьми — актерами, певцами, танцорами — довольно сложно. Ведь вопрос их необходимости довольно субъективен. Да и не прописаны такие специальности, как «гастролирующие артисты», в российском миграционном законодательстве. Кроме того, человек, приезжающий на работу в Россию, должен сдать немало медицинских анализов и дождаться их результатов. Естественно, у звезд такой возможности нет, ведь они приезжают накануне концерта, а не за месяц до него. Получить рабочую визу в российском консульстве действительно очень сложно и дорого. Например, для английского исполнителя она будет стоить 250 фунтов, и если на него работает еще 100 человек (подпевка, подтанцовка, гримеры, техники и т. д.) — поездка обойдется в кругленькую сумму.
— Ситуация абсурдна, — заявил «Вечернему Петербургу» заместитель гендиректора компании «Росдэнс», организовавшей «Дискотеку 90-х», Александр Унешкин. — Налицо несовершенство нашего законодательства и непорядочное поведение других компаний — организаторов концертов. Еще хуже то, что артисты вынуждены были провести в душных гримерках до шести часов. Им пришлось подписывать протоколы на русском языке. Чиновники вели себя грубо, некоторые хамили. Представляете, с каким настроением звезды уехали в Германию и какие комментарии о России они дадут местной прессе?
Александр Унешкин также поразился рвению сотрудников УФМС, которые в выходной день всем отделом в составе 23 человек приехали в «Олимпийский», тогда как в двух шагах от спорткомплекса ведется стройка, где вероятность нарушений миграционного законодательства куда выше.
— Прецедент создан, — заключил наш собеседник. — Теперь мы ждем четкой формулировки претензий от УФМС Москвы и будем думать, как действовать дальше.
Примечательно, что в большинстве крупных компаний-организаторов эту ситуацию комментируют охотно, но в компании «NCA» внезапно оказались заняты все менеджеры и не настроен на общение директор.
Ирина ПАНКРАТОВАМетки: Про Петербург Вектор власти Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов