Берегите всегдашнего себя
До 24 мая Большой зал Музея нонконформистского искусства приглашает на выставку Геннадия Манжаева «Берегите старого кота», приуроченную к 65-летию художника
Выставка юбилейная, поэтому объединяет несколько серий работ, выполненных в разное время и в разных техниках. Художник называет свой творческий метод «условным реализмом»: для него важнее не фиксация того, что происходит вокруг, а собственные чувства, переживания, воспоминания. «Каждый человек, каждая встреча, каждое явление в жизни — это твой учитель», — говорит он. «Брошенная роза»
Художник абсолютно свободен в выборе техник. Помимо традиционного холста-масла он режет по дереву, делает аппликации на ткани, работает с металлом, создает коллажи из подручных материалов. Зрители, конечно, обратят внимание на серию работ на странной, местами прорванной ткани — эта ткань используется в пчеловодстве, она вынута из ульев. «Я смотрю на эту ткань, — объясняет Геннадий Манжаев, — и вижу в ней будущее изображение».
Равноценная часть экспозиции — разбросанные тут и там записи на листках бумаги, разнообразными шрифтами и цветами. Геннадий Манжаев записывает все, что придет в голову: «Иногда перечитываю и думаю — неужели это я написал? Не в том смысле, что глупость, а в том, что не помню, с чем именно были связаны те или иные высказывания». К выставке издан каталог: «Когда каталог делали, предложили эти высказывания мои просто набрать на компьютере. Но я отказался — это ведь тоже картины. Ну и что, что там ошибки встречаются, пускай». И правда: различные размеры букв, расположение их на листе создают определенный ритм.
Говорить собственно о картинах Геннадий Николаевич не очень любит: «Мне больше всего человек интересен. И в художнике тоже интересен человек. А бывают разочарования: хочешь поговорить с человеком, а разговариваешь... с художником».
В основном темы работ на выставке — размышления о России (это как раз коллажи из подручных материалов), вера (много библейских сюжетов, сюжетов о русских святых), любовь. Отдельная тема — коты: они гуляют по крышам, при этом живут в мире и дружбе с птичками, а иногда летают на настоящих крыльях или даже живут прямо на небе, превратившись в созвездия.
«Любимая рыбка кота Леопольда»
На вопрос, почему, при всем разнообразии тем, выставка все же про кота, Геннадий Николаевич ответил: «Давным-давно была у меня кошка Милка. Как-то она стала очень плохо себя вести, и я выгнал ее — открыл дверь и сказал: «Уходи». Она ушла и всё оглядывалась — позову ее или нет. Я не позвал. А через несколько дней нашел ее во дворе мертвую. И с тех пор... я стал котом. Почти в каждой картине есть кот, иногда его видно, иногда нет».