Газета выходит с октября 1917 года Monday 9 декабря 2019

Бери Халка, не отходя от кассы

Корреспондент «ВП» отыскал в Рио форму форварда «Зенита»

Чемпионат мира в Бразилии — еще и фантастическая по своим размерам «барахолка»: прибыль в крупных городах страны, да и провинции люди стараются извлечь из всего, что можно. Корреспондент «ВП» поинтересовался особенностями маркетинга на мундиале.

Футбольной атрибутикой, а также сувенирами с символикой чемпионата мира торгуют буквально на каждом углу. Да и не только атрибутикой. Так, «ночные бабочки» в Рио-де-Жанейро, которые на свой страх и риск выходят в поисках клиентов в районе Лапа, известном своими злачными заведениями (туда корреспондент «ВП» забрел случайно в поисках автобуса), подняли расценки чуть ли не до «олимпийских» — не иначе готовятся к Играм-2016, которые должны здесь состояться. Правда, признаются: если сборная какой-либо страны побьет Бразилию, то приезжих болельщиков обслуживать не станут. Ну а в местной прессе сообщается и вовсе нечто удивительное: будто бы в трех городах Бразилии местные власти в течение полутора лет тайно обучали жриц любви английскому языку — видимо, для улучшения качества сервиса.

Плавки в цветах бразильского флага.

— Может, и правда: коррупция в нашей стране все еще процветает, — сказал в разговоре с корреспондентом «ВП» Фабио Ласерда, отвечающий в Бразилиа за качество стадионной телекартинки. — Во всяком случае, в том же Манаусе до чемпионата мира полиция местного аэропорта была в сговоре с преступниками — банковские карты уголовники там отнимали прямо в терминале.

Да вот еще пример: футболки нескольких национальных сборных, выставленных на продажу, предлагают выкупить читателям бразильской версии «Плейбоя». Точнее, читательницам, потому что реклама футбольной экипировки, которая размещена на первых страницах мужского журнала — вообще-то женская.

Есть там второй комплект формы немецкой сборной — красно-черная, идентичная футболкам бразильского клуба из Рио «Фламенго» (не исключено, что сборная Германии, если выйдет в финал, сыграет именно в ней). Стоит она 199 реалов (90 долларов). И можно выкупить майку российской сборной — белую. И называется она тут... «Земля голубая» — по версии редакторов «Плейбоя», такую фразу бросил в космосе Юрий Гагарин: очень уж комплект за 199 реалов шар земной напоминает. Но заказать этот предмет одежды можно лишь по каталогу, через Интернет.

На уличных лотках тоже встречаются оригинальные изделия. В частности, топики и трусики национальной желто-зеленой раскраски, которые экзальтированные бразильянки надевают в дни матчей. В фешенебельных районах Рио-де-Жанейро отыскать «футбольное белье» можно за 20 —  25 реалов.

Местные жители сетуют на то, что запретили на аренах использовать каширолы. Раньше этот музыкальный инструмент, олицетворяющий собой «бразильский дух», был ходовым товаром. Выглядит она как небольшая плетеная корзиночка и напоминает кашиши — погремушку, сплетенную из тростника и наполненную зерном, которой задается ритм в национальном бразильском танце капоэйра. Но однажды болельщики команды «Байа» в Салвадоре забросали поле каширолами — и теперь каширол на лотках нет.

— Каширолы в Сан-Паулу можно купить — кстати, это будет недорого, — сказала  корреспонденту «ВП» сотрудница пресс-центра Алсьона Алвеш. — Правда, только если вы хотите выкупить их для себя, чтобы увезти с собой в Россию, и лишь на официальном сайте магазина, аффилированного с ФИФА. Стоят они около 30 реалов. Но при заказе надо указать адрес в Сан-Паулу, куда курьер доставит товар.

...Но самый ходовой, а главное, доступный товар — это, разумеется, футболки игроков сборной Бразилии. В одном торговом центре Рио, куда заглянул корреспондент «ВП», комплектов формы бразильской команды ежедневно продается до 600 единиц! Стоит она 230 реалов, с печаткой фамилии любимого игрока и его номера — еще 12 (итого 267 реалов). По словам продавца Маркоса, больше всего просят выкупить майку с фамилией Неймар — он самый популярный в Рио футболист, хотя и воспитанник клубов из штата Сан-Паулу. А на втором месте — Фред.

Халк, выступающий в петербургском «Зените», популярностью у «торсидорес» не пользуется. Но заказать футболку с его фамилией — это легко.

...Впрочем, как вскоре выяснилось, не совсем. Торговец долго искал «правильные» буквы, которые подкладывают под пресс-машинку для печатания фамилии. Он перебирал одну коробку за другой. Пауза затягивалась. Три зеленые буквы нашлись. А вот карточки с литерой «k» были исключительно синие.

— Что вы, что вы: смешивать нельзя, — воскликнул продавец. — Ведь один цвет — символ клуба «Фламенго», другой — «Флуминенсе». Их фанаты — злейшие враги. А история противостояния этих команд изобилует драматическими моментами. Вас просто не поймут на улицах местные жители: побьют и те, и другие. Решат, что вы издеваетесь над футбольной историей Рио.

Хорошо, что «правильная» литера все же нашлась. Но действительно: сложно петербуржцу, где господствует фанатский лозунг «Один город — одна команда», понять тонкости бразильского футбольного рынка.

Собкор «Вечёрки» в Бразилии
↑ Наверх