Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Беспилотники придут на службу полиции

Прогресс дошел и до правоохранительных органов

Не так давно и. о. генерального директора ФГУП «Охрана» МВД России Александр Борисенко, будучи в Петербурге, заявил, что сейчас рассматривается вопрос о приобретении для ГУ МВД беспилотного летательного аппарата. Что это за техническая новинка? Какие задачи он может выполнять? Об этом корреспондент «ВП» решил узнать у производителей подобной техники, а также в авиаотряде МВД России, который уже несколько лет успешно пользуется беспилотниками.

Итак, что такое беспилотник? Небольшой летательный аппарат — типа вертолета или планера. С размахом ротора или крыльев до 3 метров. Весом до 50 килограммов. Энергетическая установка — двигатель внутреннего сгорания или электрический. В зависимости от технических условий может находиться в воздухе от 30 минут до 6 часов. Соответственно, при скорости от 60 до 150 километров в час может контролировать зону радиусом от 30 километров. Оборудован фото- и видеокамерой и передатчиком телесигнала, а также навигатором и тепловизором. Инфраструктура для обеспечения его полетов минимальна — он может взлететь с любой лесной полянки, а также с небольшого городского пустыря. Полет обеспечивает оператор с пультом управления и контроля.

Как рассказал корреспонденту «ВП» Максим Шинкевич, заместитель генерального директора группы компаний, чья продукция находится на вооружении ряда силовых структур, производить беспилотники они начали с нуля: «Мы работаем с 2006 года. И наши беспилотники сразу же стали востребованы. Сейчас наши БПЛА используются 12 авиаотрядами региональных управлений МВД, спасательными службами МЧС, подразделениями ФСБ, в лесоохранных структурах страны. Они используются как в незаселенных зонах, так и в городах».

По словам г-на Шинкевича, БПЛА очень просты в управлении: «В случае крайней необходимости необученный сотрудник того или иного ведомства может пройти сокращенные курсы операторов БПЛА за два дня».
Первый вопрос, который, конечно, возникает у обывателя: не свалится ли однажды этот аппарат ему на голову? Производители гарантируют полную безопасность — в аппарате заложены системы защиты от ошибок оператора, от зависания автопилота.

Это подтверждает и главный инженер по организации и эксплуатации беспилотных летательных систем авиаотряда МВД России Дмитрий Содовой. По его словам, даже если двигатель остановится, у каждого беспилотника есть механизм, который еще до полной остановки двигателя направит его в точку старта. Также в его оборудовании есть парашют, на котором аппарат сможет приземлиться с минимумом повреждений для объектов, находящихся под ним.

Уже сейчас беспилотники с успехом используются в Краснодаре, Омске, Томске, Благовещенске, в Нижнем Новгороде, Московской области совершенно разными как силовыми, так и гражданскими структурами.
Но поскольку в Петербурге этой системой заинтересовалась полиция, конечно, появляются вопросы о его использовании в Северной столице. Когда обсуждали эту тему на планерке в редакции, прозвучала шутка, мол, с помощью беспилотника можно будет марши несогласных отслеживать.

Но как всегда, в каждой шутке есть доля шутки. Как рассказал Дмитрий Содовой, в прошлом году беспилотный вертолет испытывался в Петербурге как раз во время марша несогласных. Сотрудники местного управления внутренних дел попросили проследить за движением колонн оппозиционеров по городу.

— Мы запустили беспилотник со Стрелки Васильевского острова, — рассказывает Дмитрий Содовой, — тогда митинг был на Дворцовой площади. И наш вертолет полетал над ней. В какой-то момент мы увидели, что колонна митингующих двинулась по улице, по которой им идти было запрещено. Мы сразу сообщили об этом в дежурную службу, и движение колонны было заблокировано.

На самом деле, по словам Дмитрия Содового, применений беспилотникам — масса:
— Например, в Красноярском крае недавно с помощью тепловизоров на беспилотном вертолете были обнаружены заблудившиеся грибники. Помогают беспилотные системы для выявления случаев хищения леса и обнаружения незаконных вырубок. Сейчас Москва — в преддверии Международного авиационно-космического салона. И сотрудники ГИБДД собираются с помощью беспилотников контролировать подъезды к площадке, на которой будет проходить МАКС. Очень помогают беспилотники на Северном Кавказе. В лесах Московской области были обнаружены две стоянки с угнанным автотранспортом. В Краснодарском крае — полигоны, где разбойники с больших дорог занимаются разбором захваченных фур…

Так что беспилотник — это и система слежения, и система обнаружения. Правда, когда такая система появится в Северной столице, ни в ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленинградской области, ни в ФГУП «Охрана» нам ответить не смогли. И там и там сказали: как появится — все об этом узнают.

 

Справка «ВП»
Самые экономичные БПЛА — с электрическим двигателем. Стоят они — в зависимости от комплектации — от 500 тысяч рублей до двух с половиной миллионов рублей.
Например, самолет просто с фотовидеосъемкой — 500 тысяч рублей. С возможностью передачи видео — 1,1 миллиона рублей. С цифровым каналом передачи данных — 1,9 миллиона рублей.
Затраты же на его содержание и обслуживание небольшие. Это зарядка аккумуляторов от батареи в 220 вольт, замена аккумуляторов в среднем раз в год, что составляет около 100 тысяч рублей.
Основной бюджет формируется из зарплаты сотрудников, обслуживающих БПЛА. Так, при появлении беспилотника в одном из авиаотрядов МВД были дополнительно набраны пять человек с расчетом на то, что специалисты ходят в отпуск и могут взять больничный.



Михаил ТЕЛЕХОВ
↑ Наверх