Бесплатная медицина: за что приходится платить больным?
Специалисты советуют: все проблемы правильнее решать во время лечения — и в поликлинике, и в стационаре. Потом изменить ситуацию гораздо сложнее
На днях в редакции «ВП» прошла горячая линия, посвященная проблемам лечения по полису ОМС в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга. На вопросы читателей отвечал Владимир Евгеньевич ЖОЛОБОВ, первый заместитель председателя комитета по здравоохранению.
Горячая линия снова подтвердила: многие люди еще не знают, на что они как пациенты государственных медицинских учреждений имеют право. В частности, до сих пор отнюдь не единичны случаи, когда граждане вынуждены обращаться к врачу, которому они не доверяют. Люди не знают, к кому обратиться за разъяснениями и кто должен защищать права пациента.
И снова о поликлиниках
— До недавнего времени была прикреплена к поликлинике №25 Невского района. Взяла номерок к хирургу Исаковой на 8.00 на 20 июня. Пришла заранее, в 7.50, просидела до 8.15. Врача нет, хирургическое отделение закрыто. В 8.15, когда я уже занервничала, из соседнего кабинета вышла дама и спросила, что мы тут вообще делаем, ведь наш хирург заболела. Пошла в справочное, где сказали, что наш хирург не заболела, а ушла в отпуск! При этом набрав очередь из больных на 20 июня, которую никому не передали. Итог: перед нами никто не извинился, не предложил другой талон. Меня послали к начмеду, но к нему я уже не пошла. Вопрос у меня риторический: «Если отпускаете врача в отпуск, почему не считаете нужным оповестить больных? Зачем требуется контактный телефон при выписке карты? Понятно, что у врача что-то может случиться и он не выйдет на прием. Но больные чем виноваты?». Посмотрела на это все и прикрепилась к другой поликлинике.
— Конечно, если врач уходит в отпуск, номерки должны прекратить выдавать. Если доктор заболел, то задача администрации — обеспечить прием, то есть передать пациентов другому врачу. Если это невозможно по каким-либо причинам, должны предоставить талон на другой день. Если врач необходимого профиля в поликлинике всего один и заменить его некому, то поликлиника должна договориться о консультациях для пациентов с другим медицинским учреждением. И в любом случае за причинение неудобств администрация обязана извиниться перед пациентами.
Конечно, поликлиника должна предупреждать о невыходе врача заранее, в том числе обзванивая записанных больных по телефону. Но в данном случае этого не сделали. Можно только предположить, что невыход доктора на прием был по экстренным обстоятельствам. Мы разберемся с этим случаем.
— Кстати, в этой поликлинике уже год не работает рентгеновский аппарат. Больных вынуждают обращаться в другие медицинские учреждения.
— Да, мы знаем об этом. Поликлиника по ряду причин не смогла получить полагающиеся разрешения на эксплуатацию новой рентгеновской аппаратуры от Роспотребнадзора. Сейчас ситуация решается.
Если в стационаре вам предлагают импортные расходные материалы за большие деньги — не спешите. Возможно, отечественные не хуже.
— Живу в Приморском районе, инвалид 1-й группы, на двух костылях. Прикреплена к поликлинике №102. У нас нет такого, чтобы столь тяжелого инвалида пропускали без очереди. Приходится выстаивать и час, и два. А мне еще очень сложно вставать и садиться. Больные меня отказываются пропускать. Почему?
— Во-первых, задача администрации поликлиники обеспечить максимум пациентов сидячими местами, чтобы люди не стояли в ожидании приема. Во-вторых, без очереди у нас могут проходить очень многие категории — целый список. Если учесть, что таких льготников в очереди к врачу очень много, то в реальности получается: большинство должны идти без очереди. А что делать оставшемуся меньшинству?
Я бы сказал, что в таких случаях все-таки играет роль человеческий фактор. Ну видите вы очень больного человека — пропустите его! А когда в очереди начинают выяснять, у кого группа инвалидности тяжелее да диагнозы посложнее, некорректно получается.
Хочу отметить, что для ветеранов Великой Отечественной войны и прочих категорий в расписании есть специальные диспансерные дни. В вашем случае рекомендую обратиться непосредственно к медикам: они имеют право вызвать вас в кабинет без очереди.
— Я по поводу живой очереди к врачу. Записалась в поликлинику к врачу на 18.00, пришла к назначенному времени, а там сидят граждане и говорят, что мой талон и указанное на нем время не важны. Мол, живая очередь, вы в ней последняя. Они, мол, пришли раньше меня и раньше пойдут. А зачем тогда талон на определенное время?
— К сожалению, некоторые сдвиги по времени неизбежны. На одного больного доктору может понадобиться 5 минут, на другого — 25 минут. А расчет идет по 12 минут на пациента. Если же мы сделаем расчет по полчаса на человека, будет в 2 раза меньше номерков, то есть доступность медицинской помощи пострадает.
— Это понятно. Но почему живая очередь переплетается с той, что по номеркам? Вот в другой поликлинике, где я раньше была, сначала шли все по номеркам, затем — без номерков, в порядке живой очереди…
— Так и должно быть: сначала обязаны принять пациентов, у которых имеются номерки. И только затем остальных. Если у вас очереди перемешиваются и тех, у кого номерки, вынуждают занимать живую очередь, обращайтесь к заведующему отделением, начмеду поликлиники. Пусть наведут порядок.
— Я лежачая больная, проживаю в Московском районе. У меня был инсульт, лечилась в больнице. Потом меня отправили домой. С тех пор прошло два с половиной месяца. И за все это время ко мне лишь однажды пришли невропатолог и терапевт, спросили, есть ли у меня лекарства, не нужно ли что выписать. Сказала, что есть. Ответили: «Вот и пейте». И все — ничего более. А у меня, чувствую, вся правая сторона каменная стала, на бок не могу повернуться. Приходится лежать только на спине. За мной ухаживает сын. Но он тоже плохо ходит, инвалид 1-й группы. Ему очень тяжело со мной. На сиделку у нас денег нет. Что делать?
— Я свяжусь с вашей районной поликлиникой, к вам на дом придет врач. Если имеются показания, вам предложат госпитализацию в реабилитационный центр. Такой центр есть, например, в многопрофильной больнице имени Семашко, которая расположена в Пушкине.
Бесплатные услуги оказывают в центрах здоровья. В остальных учреждениях за что-нибудь да придется заплатить.
Участковый врач — не родная мать, его можно и поменять
— Как поменять участкового врача, если, отказавшись от него, необходимо получить согласие от другого? Но другие врачи брать отказываются, мотивируя это тем, что своих пациентов хватает (то есть по прикрепленным участкам). И что делать? Мое здоровье в руках врача, которому я не доверяю и которого опасаюсь.
— В законе четко прописано, что пациент имеет право раз в год поменять лечащего врача, но, действительно, при условии согласия выбранного вами доктора. Да, отдельно взятый врач может пользоваться повышенным спросом у пациентов и к нему будет сложно прикрепиться. Но тогда вам должны предложить альтернативный вариант. То есть не должны вас лишать права на выбор врача. Обратитесь к заведующему поликлиникой. Аргументировать свое нежелание лечиться у конкретного врача не обязательно. Если заведующий поликлиникой откажет вам в смене доктора, обращайтесь в районный отдел здравоохранения, в свою страховую компанию (ее телефон указан на полисе), на горячую линию комитета по здравоохранению. Соответственно, если от конкретного врача массово бегут пациенты, то администрация поликлиники должна поставить вопрос о его профпригодности.
— У нас на участке очень грубый врач-терапевт, она как раз к нашему дому прикреплена. Хожу к ней только по очень большой необходимости. Но мне 58 лет, и хотелось бы узнать о своем здоровье, но к ней идти — смерти подобно. Могут ли мне дать талон к другому терапевту?
— Просто так к другому терапевту вам талон не дадут (если ваш врач принимает, не заболела, не в отпуске). Поэтому рекомендую поменять лечащего врача. Если ваш врач ведет себя грубо и это заметили не вы одна, обратитесь с жалобой к заведующему отделением, начмеду, главному врачу. Очень плохо, когда люди молча терпят хамство (это всех сфер нашей жизни касается). Не нравится врач — меняйте.
— Мне в поликлинике сказали, что если я и поменяю лечащего врача, на дом все равно будет приходить нынешний. Как же это? Я не хочу у него лечиться!
— Администрация поликлиники в данном случае права. Территориальный принцип оказания медицинской помощи остается в силе. В поликлинику вы будете ходить к выбранному врачу, а на дом будет приходить врач нынешний. Поймите, врачу и без того тяжело обслуживать пациентов на дому, а здесь вы предлагаете ему еще и в другой микрорайон добираться.
— Я беременна, срок уже 20 недель. Обязана ходить в женскую консультацию, но наш участковый гинеколог мне не нравится. Каждый раз возвращаюсь от нее в стрессовом состоянии. Но и перестать ходить не могу: необходимость оформлений больничных листов, направлений сдерживает….
— Обратитесь к заведующей консультацией с просьбой о замене врача. Порядок такой же, как и при замене участкового терапевта.
— Была прописана в одном районе, сейчас прописалась к мужу в другой район. Но в женской консультации хочу остаться в том районе, где жила раньше. Мне там все нравится. Как мне поступить?
— Вам ничего делать и не нужно. Ходите и дальше в понравившуюся вам женскую консультацию. Если вам начнут отказывать в приеме, обратитесь в свою страховую компанию (ее телефон указан на полисе ОМС).
Что за деньги, а что и нет
— Проживаю в Приморском районе. Слышала, что повсеместно открыли бесплатные центры здоровья, где обследуют и без направления врача. Только паспорт и полис. Я позвонила в диагностический центр Приморского района, мне сказали, что бесплатно примут только по направлению врача. Как же так?
— Вам нужно обращаться не в диагностический центр, а именно в центр здоровья. Центр здоровья Приморского района расположен по адресу: Школьная ул., 144/1. Центры здоровья принимают бесплатно, хозрасчетных услуг не оказывают.
— Собираюсь устраиваться на работу. Сотрудник отдела кадров дала мне письмо-запрос с указанием анализов и справок, которые я должна представить им из поликлиники по месту жительства. Пошла в поликлинику, но участковый врач мне сказал, что это платно, но все же выписал направления для сдачи анализов. Так за деньги или нет? Это же государственная поликлиника.
— То, о чем вы спрашиваете, называется предварительным медицинским осмотром. В рамках ОМС он не оплачивается. Врач абсолютно прав, и вам еще повезло, что ряд анализов он выписал бесплатно. Предварительный медицинский осмотр оплачивается из личных средств граждан. Но в ряде случаев эту сумму затем возмещает работодатель.
— Моя родственница лежала с переломом ноги в стационаре. Ей нужна была операция. Врачи сказали, что нужно вставлять металлоконструкцию. Если российского производства — то бесплатно. Заграничная — 60 тысяч рублей. И заграничная гораздо лучше. Мол, с российской осложнения частые, нагнаивается, все долго заживает. Что поделать — заплатили. Причем все официально, отказ от оказания бесплатной помощи подписали. Вроде и не придерешься. Может быть, врачи и правы. Но как разобраться: действительно ли импортный расходник очень важен или же с нас просто вымогают деньги? И вообще поясните, за что нужно платить в стационаре.
— Во-первых, в каждом стационаре вывешен перечень платных и бесплатных (согласно полису ОМС) услуг. Во-вторых, оплата должна идти только через официальный договор с клиникой. Если вы даете деньги непосредственно доктору или медсестре — это незаконно.
Все, что положено пациенту в рамках ОМС, ему обязаны выполнить бесплатно. Если же медики начинают говорить о деньгах, жалуйтесь заведующему отделением, начмеду, главврачу. Нет отклика, тогда звоните в комитет по здравоохранению по телефону горячей линии 635-55-77 или же в свою страховую компанию.
Вынуждать приобретать лекарства или расходные материалы вас никто не вправе. Но если вы хотите лечиться препаратами (или использовать расходные материалы) другими, а не теми, что стационар предлагает в рамках ОМС, то это только за деньги. В таком случае пациент (или его законный представитель) обязан подписать информированное согласие, в котором сказано, что вам предлагали сделать то-то бесплатно, а вы отказались. Бланк вклеивается в историю болезни.
Другое дело, что человеку, не имеющему отношения к медицине, сложно понять, насколько необходимо приобретение расходника (или лекарства). Если сомневаетесь, не стесняйтесь обратиться к заведующему отделением. Это более опытный, более квалифицированный врач. Спросите, как он считает, действительно ли для вашего выздоровления необходимо купить расходник? Да, в редких случаях больным больше бы подошел какой-либо расходный материал, который не закупается в рамках ОМС.
Могу сказать одно: все материалы, которые есть в больнице в рамках ОМС, — качественные, имеют все полагающиеся сертификаты. Преимущественно закупаем расходные материалы отечественного производства. Но есть и импортные.
И обязательно подумайте, прежде чем подписать отказ от оказания бесплатной помощи. Как я уже говорил, посоветуйтесь с завотделением. Можно обратиться и в свою страховую компанию (там работают эксперты). А то часты ситуации, когда люди подпишут, оплатят, им все сделают, а по выписке из стационара они пишут жалобу на вымогательство.
Рекомендую: все вопросы, которые возникают у вас в поликлинике или в стационаре, нужно стараться решить именно во время лечения!
Можно справку?
— Слышал, что сейчас в ОМС вошли коммерческие медицинские учреждения. Как попасть в них на прием?
— Действительно, сейчас в системе ОМС порядка 130 негосударственных медицинских учреждений. Но вошли они в систему ОМС ограниченно (то есть по определенным профилям). Узнать, вошло ли понравившееся вам медицинское учреждение и по какому профилю, вы можете в своей страховой компании. Но спектр услуг ограничен.
— Отовсюду только и слышно: заболеваемость кишечными инфекциями сейчас в Петербурге огромнейшая. Что же делать?
— Да нет у нас особого всплеска. Но во второй половине лета и ранней осенью действительно идет подъем заболеваемости. Это связано и с теплой погодой, и с тем, что сейчас горожане едят много фруктов и овощей. Чтобы не пополнить ряды больных, нужно соблюдать элементарные правила гигиены. Мыть руки перед едой, не пить сырое молоко, хорошо мыть овощи, фрукты и ягоды, не покупать скоропортящиеся продукты в сомнительных местах, самим строго соблюдать режим хранения продуктов. И во время купания стараться, чтобы вода не попадала в рот. А в идеале вообще нужно купаться только в местах, где купание разрешено, то есть где санитарные врачи взяли пробы и убедились, что вода чистая. Все эти правила знают, но не все соблюдают. Свидетельство чему — нашумевшая история о молоке, которое мамочки давали детям. Некипяченым! Так чему удивляться, что дети заразились кишечной инфекцией?
А инфекционного менингита у нас, к счастью, нет.
Справочная информация
- Претензии по работе лечебных учреждений (круглосуточно) — 595-37-00.
- Претензии по работе «Скорой помощи» (круглосуточно) — 571-45-04.
- Горячая линия комитета по здравоохранению — 635-55-77.
- Справочный телефон о наличии лекарств в аптеках, в том числе для бесплатного отпуска, — 635-55-66.
- Городская справочная служба «Здоровье города» — 635-55-63.
(Информация об адресах, телефонах лечебно-профилактических медицинских учреждений Санкт-Петербурга и о медицинских услугах, предоставляемых этими учреждениями.)
Запись горячей линии в редакции Вечернего Петербурга
Метки: Горячая линия Медицина Из первых рук Здоровье Видео
Важно: Правила перепоста материалов