Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 мая 2019

Бесплатное образование никто не отменял

За дополнительные услуги придется платить, но исключительно по желанию родителей

С начала учебного года у родителей школьников появилось много вопросов, связанных с учебным процессом. Что и подтвердила горячая линия «ВП». На вопросы читателей отвечали Жанна ВОРОБЬЕВА, председатель комитета по образованию, и Сергей ТИМОФЕЕВ, начальник отдела образовательных учреждений комитета.

Переход на платное образование не планируется

Нас опять пугают, что новый закон об образовании, который вот-вот примут, сделает школьное обучение платным. По крайней мере такая информация пошла по сарафанному радио. Так ли это?
— Нынешний закон об образовании действует с 1992 года, то есть ему 20 лет. Это был один из первых федеральных законов, подписанных Борисом Ельциным. Но за 20 лет накопилось так много новшеств в системе образования, что вносить изменения в текущий закон уже просто невозможно. Новый проект закона соответствует требованиям времени. В нем много нового, в том числе существенно расширены права педагогических работников.

Теперь о мифах, связанных с новым законом.

Миф первый: образование станет платным. Это не так. Образование останется бесплатным — в плане дошкольного и школьного образования. Среднее профессиональное образование и высшее образование тоже останутся бесплатными — с учетом приема на конкурсной основе. То есть эти нормы не поменялись.

Миф второй: бесплатных часов в школе станет меньше (в некоторых средствах массовой информации вообще утверждалось, что бесплатными останутся лишь три предмета). Нет, количество бесплатных часов не уменьшится. Например, как было в 11-м классе максимум 37 учебных часов в неделю, так и останется. И эти часы по-прежнему будут оплачиваться из бюджета.

Возможность оказания платных услуг сохраняется, но на добровольной основе (как и сейчас). Никто не вправе навязывать те или иные платные услуги! Но напомним: платные занятия могут проходить только за рамками основной образовательной программы. 

В новом законе есть очень хорошее новшество, касающееся содержания образования. Новые стандарты образования уже постепенно вводятся в школах и будут полностью введены к 2020 году. Сейчас первые и вторые классы учатся по новым стандартам, со следующего года к ним добавятся и третьи классы. Новые стандарты образования предъявляют требования не только к содержанию обучения (то есть объему знаний и навыков), но и к условиям обучения (оборудование, режим обучения и прочее), результатам обучения (включая практическое применение знаний в какой-либо новой ситуации). 

Поясним, что означает последнее требование на простом примере. 

Допустим, на уроке русского языка ученики изучили какое-либо правило орфографии. Далее у них — урок истории. Они что-то записывают в тетрадь. И они уже не должны делать в текстах орфографические ошибки (по изученному правилу). Учитель истории должен проверять, насколько грамотно пишут ребята. И учитель биологии, и учитель географии. Чтоб не было так: вышел ребенок с одного урока, пошел на другой — и забыл то, что объясняли на первом уроке.

В новом законе будет уделено внимание развитию проектной деятельности учащихся (когда в ходе реализации того или иного проекта будут объединены знания сразу по нескольким предметам).

В школе, где учится ребенок моей знакомой, вынуждают платить за дополнительные занятия. Причем на деле оказывается, что стоимость занятий намного выше объявленной. Например, ребенок на платной основе изучал экономику. Теперь им сказали, что на каникулы все дети едут за границу, в какую-то экономическую школу. Значит, нужно оплатить еще и заграничную поездку. Что же это такое?
— Дополнительные услуги — только на добровольной основе, никакого принуждения. И обязательно при оформлении договора, в котором указано наименование услуги, ее кратность и стоимость. Если вас вынуждают ходить на платные занятия — обращайтесь в комитет по образованию. Телефон горячей линии комитета 576-20-19.

Нужно ли платить за охрану в школе?

— Охранник в школе — это по сути вахтер, поскольку следит за соблюдением пропускного режима. Но в школах и так массово (и бесплатно для родителей) устанавливают системы контроля доступа (домофоны, камеры слежения, электронную регистрацию входа и выхода). И в каждой школе есть тревожная кнопка (ее установка и обслуживание также идет за счет бюджета). Если родителям этого всего кажется мало, они вправе нанять еще и «охранника», но действительно за свои деньги. 

Нужно ли оплачивать ремонтные работы, в том числе установку стеклопакетов?
— Нет! И в школах последнее время стали все меньше намекать на такие траты. Мы судим по количеству жалоб: теперь  жалоба на поборы на ремонт — редкость. Потому что руководители образовательных учреждений отлично знают: по каждой такой жалобе проводится проверка (и, как правило, жалоба подтверждается), в результате чего руководитель будет наказан вплоть до увольнения.

Другое дело, что и закон о благотворительной деятельности никто не отменял. Школа вправе привлекать дополнительные финансовые средства. Но только в форме пожертвований и на добровольной основе. При соблюдении условия прозрачности (оплата идет только по квитанциям) и контроля (расходование средств контролирует не только администрация школы, но и попечительский совет, родительский комитет). Если в вашей школе вас вынуждают к такому пожертвованию, обращайтесь в комитет по образованию. 

Родители напрасно думают, что если я за что-то не заплачу, то к моему ребенку будут хуже относиться. Подобных случаев у нас уже давно не было. Но если произойдут — немедленно обращайтесь, и виновные будут наказаны.

Если ребенок серьезно занимается спортом, хореографией, часто ездит на соревнования, то по договоренности с администрацией школы возможно составить индивидуальный образовательный маршрут, в котором будут учтены особенности данного ребенка

ЕГЭ в три потока

В школе сейчас три обязательных урока физкультуры. Моя дочь еще ходит на хореографию и танцы (уже не в школе), причем занимается очень серьезно, каждый будний день после школьных занятий. Ей очень тяжело ходить еще и на уроки физкультуры: у нее и без них огромная физическая нагрузка. Доходит до того, что я вынуждена писать записки преподавателю физкультуры о том, что она себя плохо чувствует. Можно ли уменьшить для моей дочери количество уроков физкультуры?
— Да, если ребенок серьезно занимается спортом, хореографией, часто ездит на соревнования, то по договоренности с администрацией школы возможно составить индивидуальный образовательный маршрут, в котором будут учтены особенности данного ребенка. Школы обычно идут навстречу пожеланиям родителей. Обратитесь к директору вашей школы.

Нужно учесть: если физкультура — первый или последний урок, то вы сможете (по заявлению) забрать ребенка раньше (или, наоборот, привести в школу позже). Но что делать, если урок физкультуры — в середине расписания? Кто будет отвечать за вашу дочь во время урока? Или она будет сидеть в спортзале на скамейке вместе с детьми, освобожденными от физкультуры по состоянию здоровья? 

И всем родителям нужно помнить: физкультура — обязательный предмет, по нему ребенок проходит аттестацию. Без аттестации по физкультуре вашего ребенка не допустят до сдачи ЕГЭ. 

Обязательно ли сдавать ЕГЭ, если ребенок не хочет получать высшее образование?
— Да, обязательно. К тому же ребенок может и передумать. В школе сдают два обязательных ЕГЭ — по русскому языку и математике. Остальные предметы — по выбору учащихся. Этот выбор, как правило, зависит от того, собирается ли и в какие именно вузы планирует поступать старше­классник. Вузы формируют перечень необходимых для поступления ЕГЭ до 1 февраля (смотрите сайты вузов). А до 1 марта учащиеся 11-го класса должны определиться, ЕГЭ по каким предметам они намерены сдавать.

Для сдачи ЕГЭ формируются три потока. Первый, досрочный, проходит в апреле — начале мая, второй, основной, в мае — июне, третий, дополнительный, в июле.

От ЕГЭ освобождают только по состоянию здоровья. В этом году около тысячи выпускников ЕГЭ не сдавали. Для них они заменены государственными выпускными экзаменами (как было раньше). Но если ребенок, имеющий по состоянию здоровья возможность не сдавать ЕГЭ, все-таки хочет его сдать — пожалуйста! Для детей, имеющих проблемы со здоровьем, есть ряд особенностей при сдаче ЕГЭ. Есть перерыв, на час продлено время сдачи. Кстати, порой даже тяжелобольные дети все равно настаивают на сдаче ЕГЭ — чтобы быть как все (хотя по закону такие ребята имеют еще и льготы при поступлении в вузы). У нас сдают экзамен в форме ЕГЭ даже дети с проблемами со зрением. Для них специально были разработаны контрольно- измерительные материалы с крупным шрифтом и выполненные по технологии Брайля. 

Лучшая школа — в вашем микрорайоне

С этого года в школы стали брать строго по прописке. И как теперь попасть в понравившуюся школу, находящуюся на «чужой территории»? Записаться на подготовительные курсы, заплатить «спонсорский взнос»?
— Требование «спонсорского взноса», как вы сами понимаете, противозаконно. Если вам намекают на что-то подобное, сразу обращайтесь в комитет по образованию. Что же касается подготовительных курсов, то к школе ребенка готовят в детском саду. У нас 98% детей старшего дошкольного возраста ходят в детские сады. И программа любого из них (а не только логопедических садов, как полагают некоторые родители) полностью обеспечивает требуемую подготовку к школе. А подготовительные курсы — это дополнительная услуга. На таких курсах ребенка знакомят со школой, с организацией учебного процесса, готовят к школьным будням. На курсах вы познакомитесь и с учителями, которые на следующий год возьмут первые классы. Но никакого приоритета при зачислении подготовительные курсы не дают! 

Напомним: с 6 мая 2012 года изменился порядок зачисления в первый класс (не только у нас, но и на всей территории РФ). Отныне существуют два этапа зачисления. Первый — с 10 марта по 31 июля, когда в школу записывают детей, проживающих в домах, закрепленных за данной школой. Грубо говоря, по прописке. С 1 августа начинается запись всех остальных желающих, то есть «не по прописке». Соответственно, к 1 августа на сайтах школ должны быть вывешены сведения о количестве свободных мест. 

«Прикрепление» идет не только к обычным школам, но и к гимназиям, лицеям. 

Никаких вступительных испытаний для будущих первоклашек проводиться не должно. А вот что касается 5-х классов, то ряд гимназий, лицеев подобные испытания проводить могут. И это правильно. Возьмем, к примеру, знаменитый физико-математический лицей №239. Да, в нем проводится отбор учащихся. Но и программа — значительно сложнее, чем в обычной школе, и просто не по силам каждому ребенку. Некоторые учебные заведения проводят вступительные испытания при наборе в десятые классы. Все правила приема должны быть отражены в уставе образовательного учреждения. 

Где узнать, какая школа — лучшая для первоклассника?
— Лучшая — та, которая расположена в вашем микрорайоне. Чтоб ваш ребенок тратил минимум времени на дорогу до школы (а в идеале — чтоб не нужно было пересекать магистраль с оживленным движением).

Поймите: в начальной школе очень многое зависит от конкретного учителя. А как называется образовательное учреждение — школой, гимназией, лицеем, не имеет значения. Важно, чтобы в школе ребенку было комфортно, чтобы мотивация к учебе у него не исчезла, чтобы школьные нагрузки не сказались на его здоровье. 

Да, порой один и тот же педагог может кому-то нравиться, а кому-то и не очень. Это нормально. Мы все разные по характеру, и наши дети тоже разные. Главное, нужно доверять учителю, взаимодействовать с ним. Если же найти взаимопонимание не удается и вы считаете, что далее продолжать учиться в этом классе ваш ребенок не может, обратитесь к директору школы. Либо конфликт уладят, либо переведут ребенка в другой класс. 

Живу в Выборгском районе, в районе станции метро «Озерки». Но хочу отдать ребенка в школу с углубленным изучением немецкого языка, расположенную на Невском проспекте...
— Не делайте этого! Ваш ребенок будет уставать, тратя много времени на дорогу. Даже взрослый человек, тратя на дорогу от дома до работы по часу-полтора, устает. А здесь такой режим предлагается ребенку. Ребенку будет хорошо, если по возвращении домой у него останется время и на подготовку уроков, и на прогулку, и на отдых. 

И еще о выборе учебного заведения. Когда ребенок идет в первый класс, еще невозможно определить, каковы его склонности — точные науки, языки, гуманитарные дисциплины. В лучшем случае это станет понятно к 5 — 6-му классу, и вот тогда родители смогут правильно определить его образовательный маршрут.

Уж сколько было примеров перед глазами, когда родители записывали ребенка в школы с углубленным изучением каких-либо предметов, а ребенок либо не справлялся с нагрузкой, либо ему было элементарно неинтересно. Но родители все равно заставляли — и ребенок получал психологическую травму, потерю мотивации к учебе. 

Кстати, если школа удалена от дома, у ребенка возрастает риск дефицита общения со сверстниками, который особенно остро проявится в подростковом периоде. Общение — это и игры во дворе, и посещение кружков, и совместная работа над домашними заданиями.

В вашем районе есть школа с углубленным изучением немецкого языка — №605.

Существуют ли специальные школы (или классы) для леворуких ребят? Моя дочь пишет и рисует левой рукой. Не будет ли у нее проблем в школе?
— Специализированных школ и классов нет. Но в любой школе преподаватели знают, какая специфика у таких детей. Современные методики обучения не рекомендуют переучивать леворуких детей для письма правой рукой.

Детский сад не должен выполнять задачи начальной школы

В нашем детском саду родителям предложили несколько платных занятий. В том числе по освоению грамоты и математике. Ну, понимаю, какая-нибудь театральная студия или отдельные занятия по художественной лепке — за деньги. Но почему родители должны платить за русский и математику? 

— Есть определенные федеральным законодательством требования к дошкольному образованию. В детском саду ребенка должны обучить навыкам самообслуживания, соблюдению режима, а также подготовить к учебе в школе. Подготовить к учебе, но не обучить чтению, письму, математике! Это уже задачи первого класса. Для поступления в первый класс совсем не обязательно уметь читать и считать. Но с советских времен действительно многое изменилось: информационный поток — огромен, жизнь идет более быстрыми темпами. И если раньше многие дети, поступая в школу, не умели читать, то теперь, наоборот, большинство все-таки умеют, пусть не очень хорошо, но умеют.

Сайт комитета по образованию

Горячая линия комитета по образованию: 

576-20-19 (звонки принимаются по будням с 9 до 18 часов).

Адрес комитета по образованию: пер. Антоненко, 8. Телефон 570-31-79.

↑ Наверх