Бесплатный общественный транспорт: да или нет?
В Петербург приехала делегация из Таллина, чтобы поделиться своим опытом по организации бесплатного проезда в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях
— Городской бюджет не рухнул, автомобилей в историческом центре стало меньше, все довольны, — констатировал на встрече в редакции газеты «Невское время» результаты опыта руководитель делегации эстонского правительства Аллан Алакула. — Больше того, нашу практику повторил один из соседних небольших городков. Очень заинтересовались экспериментом Латвия, Литва и Польша.
Программа стартовала в Таллине в январе нынешнего года. Перед этим провели общегородской референдум: 75% высказались за нововведение, 25% против (противники считали, что это ляжет на плечи налогоплательщиков дополнительными расходами). Законопроект приняли. Сразу перевели на нулевой тариф и проезд в электричках в черте города. Правда, такие завидные преференции коснулись не всех — только жителей самой эстонской столицы (с пропиской). Что, впрочем, тоже немало — 400 с лишним тысяч человек.
Когда знакомишься с таллинским проектом, поражаешься, насколько различается подход к подобным делам у западного соседа и у нас. Несмотря на рыночные отношения, общественный транспорт в Эстонии был и остается социальным проектом: субсидия на него достигает 70% (в Петербурге, для примера, — 20%)! То есть о прибыльности этого сектора даже не идет речь, муниципальный транспорт относится к сфере «социалистической» данности. Неудивительно поэтому, что город взял на себя стопроцентные расходы: траты увеличились ненамного — на 12 млн. евро.
Интересно, что эти дополнительные расходы удалось почти сразу вернуть в казну. Дело в том, что в эстонских муниципальных образованиях большую роль играет реальное число жителей трудоспособного возраста, то есть налогоплательщиков. На счету каждый человек. Многие населенные пункты поэтому, дабы стимулировать граждан прописываться именно у них, идут даже на разные забавные ухищрения — проводят лотереи, дарят айпады или... обеспечивают бесплатным проездом в транспорте. В результате таких мер в Таллине дополнительно прописались 14 тысяч человек! По российским меркам — капля в море, а по эстонским — 16,8 млн. евро ежегодных налоговых поступлений (1,2 млн. с одной тысячи человек). Что тоже говорит о многом — о налоговой «тени» тут речь почти не идет.
За год число пользующихся общественным транспортом увеличилось незначительно — всего на 10%. Объясняется это отчасти тем, что более половины таллинцев и раньше имели льготный проезд. Однако, по словам эстонской стороны, выросла сама мобильность населения. Если прежде из-за дороговизны проезда (1,1 — 1,6 евро) многие не позволяли себе объезжать все нужные места в городе, а кто-то — в основном, безработные — отсиживались дома или ходили по городу пешком, то теперь таллинцы активнее принялись искать работу, ездить за покупками, к друзьям. Люди стали намного свободнее себя чувствовать — и это одно из главных достижений.
Подводя итоги презентации, члены эстонской делегации обозначили главный смысл своей инициативы — «внимательное отношение властей к жителям своего города». Петербургские чиновники с интересом отнеслись к таллинскому опыту. Однако констатировали, что «в Северной столице он в ближайшее время вряд ли получит развитие, учитывая современные реалии рынка». Реалии у нас, действительно, разные. Но это-то и есть самый лучший повод чему-то поучиться.
Метки: Транспорт Международное Автобусы Трамваи
Важно: Правила перепоста материалов