Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Без иронии, но и без пафоса

До 3 февраля Новый музей приглашает на персональную выставку Виталия Пушницкого «Точки зрения»

 

В экспозиции представлены скульптура из цикла «Динамические структуры», живопись из серии «Точки зрения», фотографические циклы, объекты и среди них — впервые — серия объектов-открыток «Бритва Оккама».

Точка зрения — Версаль №1. 2012

Уильям Оккам, английский философ XIII — XIV веков, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии не обладают никакой метафизической сущностью. Виталий, находясь на отдыхе в Италии, наткнулся на огромное количество открыток с репродукциями известных и не очень известных произведений искусства. И сделал индивидуальное из универсального (многократно размноженной для всеобщего пользования первоначально уникальной картины) — нашел «внутренние линии» в композиции, прорезал их и создал по сути новые композиции и новые объемы.

Добрый вечер, господин Альтдорфер. 2006

Серия «Динамические структуры» — это тоже объемы, созданные из подручных, не уникальных и, казалось бы, не приспособленных для этого материалов: кусков плит ДСП или искусственного мрамора. А серия «Точки зрения», давшая название всей выставке, разрушает наше представление о точке: это живописные работы-тондо, повторяющие форму Земли (чтобы убедиться в этом, найдите в углу скромную работу «Сфера №1»). То есть «точки зрения» — это окошки, сквозь которые мы смотрим на весь наш мир. А в серии «Женские сны» художник заключает изображения женщин в стеклянные флакончики, сквозь которые, следовательно, представительницы прекрасного пола видят себя и своих подруг.

Виталий Пушницкий предостерегает зрителей от того, чтобы искать в его работах иронию: «В свое время, в ХХ веке, через иронию искусство ожило, она сняла с искусства излишний пафос, а пафос — это плохой вкус. Но ирония в искусстве может существовать только на фоне предыдущего продукта. Все закончилось тем, что ирония начала иронизировать над собой и сама стала дурным вкусом.

Чтобы иронизировать, надо самому что-то уметь. Для меня сейчас важно, настолько все исчерпано, разрушено и не создано. Большой стиль, большая философская база — этого пока нет. Ирония никого не спасает, это коммерческий тренд. Очень мало людей, которые понимают хорошую литературу, музыку, живопись, а вот насмехаться может каждый.

Искусство стало более массовым, потеряло границы. На самом деле чем больше мы себя ограничиваем, тем более мы свободны».

 

↑ Наверх