Без звука, без названья…
В Большом зале Музея нонконформистского искусства (арт-центр «Пушкинская 10») до 24 июня — выставка Евгения Орлова «Надмирная тишина».
Хотя Евгений Орлов — один из организаторов «Пушкинской 10» и бессменный руководитель Музея нонконформистского искусства, эта выставка, оказывается, — его первая «персоналка» на Пушкинской.
Петровский канал (Новая Ладога). 1985.
Евгений Михайлович — ученик Бориса Смирнова-Русецкого (1905 —1993), создателя группы «Амаравелла» и течения, получившего название «русский космизм». Космисты исповедовали подход к изобразительному искусству через духовные искания — во многом под воздействием учения Николая Рериха. Но в отличие от Рериха, увлекавшегося восточными практиками, последователи Смирнова-Русецкого больше смотрели в глубь России, где так малолюдно и просторно.
Войдя в зал, мы попадаем в таинственную, загадочную, какую-то архетипическую Русь. Почти на каждой картине — храм, к которому ведет дорога, та, которую многие ищут, но не все находят. Немудрено: дорога на картинах Евгения Орлова — на самом деле невидимая, она пролегает не через холмы-перелески, а через причудливо искривленное пространство. Не случайно форма многих картин — круг: это и вселенная, и преломляющая линза. Художник тяготеет к большим локальным поверхностям, которые соединяются-разделяются контрастными полосами. Так Евгений Орлов изображает не только здания, но и людей: суровых князей-воинов, волооких красавиц — их верных спутниц — и монахов-отшельников. Это, конечно, не характеры, а тоже типы. Есть на выставке и работы, посвященные современному Петербургу, а не Древней Руси: здесь появляется пестрота мелких мазков-квадратиков; эта мозаичность — живописный эквивалент нашей быстрой, суетной жизни.
Солнечный день. 1988.
Название для выставки придумал философ из Петрозаводска Юрий Линник. Он считает Евгения Орлова живописным выразителем традиции исихазма — безмолвной молитвы православных монахов: «Исихазм и авангард, — убежден философ, — имеют во многом схожую задачу: выйти за границы эмпирического мира, обрести новые уровни реальности». Художник решил отказаться от этикеток с названиями (хотя каждая картина как-то называется): чтобы зритель не отвлекался на чтение слов, без которых можно обойтись. А правозащитник и художник Юлий Рыбаков на церемонии открытия сказал: «Давно здесь не было такой светлой и сильной выставки».
Фото автора.