Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

«Безусловный» — значит без условностей!..»

В Петербурге появится первый профессиональный театр, в котором будут играть люди с ограниченными возможностями

В городе на Неве сегодня есть театральные студии, где занимаются те, кто передвигается на инвалидной коляске или имеет другие физические или психические проблемы. Однако всегда это уровень кружка, и постановки выполняются в них в первую очередь для себя. В Центре социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района решили попробовать создать полноценную театральную площадку, где актеров будут учить профессиональные педагоги, а готовый спектакль сможет посмотреть любой желающий.

На просмотр все конкурсанты пришли с готовыми номерами — стихотворениями, песнями, короткими театральными сценками. Слева — Леша Шумилов, сыгравший клоуна. Фото: предоставлено пресс-службой Фрунзенского района

— «Безусловный театр» — так он будет называться, — рассказала корреспонденту «Вечёрки» заместитель директора Центра реабилитации Наталья Зайцева. — В настоящее время у нас уже работает студия с таким названием. На ее основе будет образован театр, эту идею с большим энтузиазмом поддержала администрация нашего Фрунзенского района. «Безусловный» — значит без условностей. Да, актеры — инвалиды. Но они способны играть так же, как здоровые.

В настоящее время идет набор артистов. В начале апреля прошел первый общегородской кастинг. 14 мая состоится второй. Приглашаются все желающие. По словам режиссера Евгения Царева (которому и принадлежит идея создания театра), талантов среди людей с ограниченными возможностями — множество! И эти таланты пропадают.

— В свое время я ездил по детским домам и в одном встретил мальчишку — он был без ног, — объясняет Евгений. — Так он двигался лучше любого акробата! Где он теперь? Не найти. Очень важно, чтобы люди, которые хотят себя проявить, чувствуют в себе творческую жилку, пришли к нам и попробовались. Может быть, для них это станет новой жизнью.

В будущую труппу режиссер планирует набрать не меньше двух десятков человек. После первого просмотра отобрал девять человек.

— Это, конечно, настоящие звезды, — улыбается он. — Алена Клаккина передвигается на коляске — девушка с потрясающей улыбкой, фантастической энергетикой, уверен, у нее будет много поклонников. Сергей Гущин, который был в свое время здоров, но повредил позвоночник, — очень колоритный, фактурный персонаж. Леша Шумилов, у которого ДЦП, — на просмотре он изображал клоуна, очень тонкий, обаятельный молодой человек. Антон Опарин, который не видит, играл на гитаре и читал стихи — мне кажется, он может подойти на роль лирического героя. Или Антон Заец, страдающий задержкой развития, он мне видится в комедийной роли — местный Михаил Светин.

Мы пообщались с некоторыми из прошедших отбор конкурсантов.

— О кастинге я узнала за день до этого, — рассказывает улыбчивая Алена Клаккина. — Исполнила песню «Обнуляй» Кравца — это современный исполнитель. Вообще очень люблю музыку. Слушаю тяжелый рок — помогает расслабиться, отвлечься. А с сестрой пою простые душевные песни. И театр нравится. Мой любимый — «Мастерская».

— Я сейчас учусь в колледже петербургской моды — на портного, — делится Антон Заец. — У меня мама — швея в прошлом. В центре реабилитации я занимаюсь в театральном кружке. Мы поставили «Сказку о рыбаке и рыбке», я играю Старика. Когда на сцену выхожу — прилив сил всегда. И настроение поднимается.

— Интересно, как происходит театральный процесс, как рождается спектакль, — с трудом выговаривает слова Леша Шумилов. — Сам я в основном смотрю кино. Наше, старое советское. Хочется его пересматривать снова и снова, не надоедает. Актеры играют от души! В современном тоже стараются, но — как будто чего-то не хватает...

Какое произведение будет ставить «Безусловный театр», пока не решено: нужно собрать всю труппу и, ориентируясь на актеров, определиться. Время обучения составит полгода. Преподавать будут актерское мастерство — умение вести себя на сцене. Хореографию — актерам помогут в первую очередь избавиться от физических, а значит, и психологических зажимов. Сценическую речь — умение правильно говорить и дышать.

По словам режиссера, проходить подобные тренинги необходимо время от времени и здоровым людям — помогает и раскрепоститься, и увереннее себя чувствовать, и свободней общаться. А что уж говорить про инвалидов, для которых подобные уроки — предмет первой необходимости (и которые, к сожалению, пока практически нигде не практикуются)!

Заметим, что, когда мы пообщались с будущими актерами, совсем не пустыми нам показались слова о «безусловности» театра. Смотришь, как эти ребята спокойно, ясно, а главное — оптимистично высказываются, и понимаешь: мнение об особых ограничениях людей с ограниченными возможностями действительно несколько преувеличено.

Телефон, по которому можно записаться на кастинг: 776-59-51.

↑ Наверх