Бизнес — это вам не игры
Как «работают» деньги у известных петербургских спортсменов
Спортивный век недолог: едва «земную жизнь пройдя до половины», вчерашние рекордсмены вынуждены покидать арены, приносившие им неплохие доходы. И далеко не всегда новые занятия приносят им деньги, сопоставимые с теми, что получали, выходя на поле или, скажем, на теннисный корт. Да и заработанное раньше имеет обыкновение незаметно испаряться…
Поэтому мастера большого спорта все чаще вспоминают правило «деньги должны работать» и вкладываются в тот или иной бизнес. Некоторые это делают, еще не завершив своей спортивной карьеры. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Мы расскажем о нескольких питерских спортсменах-бизнесменах, чьи имена у всех на слуху — ну или хотя бы были до недавнего времени.
«Если моими деньгами сумеют хорошо распорядиться — тогда я хороший бизнесмен»
Самым стабильным, пожалуй, является бизнес, связанный с автомобилями. И самым солидным — миллионные инвестиции, впечатляющие автосалоны, штучный товар. Понятно, что заняться им могут позволить себе спортсмены «высокооплачиваемых профессий», такие, как футболисты или хоккеисты. В Петербурге таковых двое — футболист Андрей Аршавин и хоккеист Максим Сушинский. И пусть Андрей сейчас играет на Туманном Альбионе, в «Арсенале», но ведь до недавнего времени он защищал цвета «Зенита», а главное — он родился в городе на Неве, и бизнес его здесь. Ну а Максим мало того что питерец по рождению, так еще и в следующем сезоне продолжит свою карьеру в петербургском СКА.
У Аршавина — автосалон по продаже автомобилей «BMW», который открылся в апреле 2009 года. Владеет им Андрей вместе со своим другом детства Петром Тиньгаевым, с которым они мальчишками вместе в футбол играли. История, правда, умалчивает о подробностях долевого участия Андрея во владении конкретно автосалоном. Главное то, что у Аршавина есть деньги и есть люди, которым он этими деньгами доверяет распоряжаться. А сумма эта скорее всего порядка 7 — 8 млн. евро, поскольку инвестиции в автосалон, и это известно, составляют 15 млн. евро, а у Аршавина в компании — владельце здания доля 49%, так что весьма вероятно, что и салоном друзья владеют пополам.
Сам Аршавин на вопрос, какой он бизнесмен, ответил так: «Хотелось бы сказать «хороший», но вряд ли это будет правдой. Однако все еще только начинается. И все зависит от партнеров, которые рядом со мной. Если они смогут моими деньгами хорошо распорядиться — под моим контролем, естественно, — тогда я хороший бизнесмен. Если нет — значит, плохой. А вообще-то моя профессия как была, так и остается: это футбол».
По словам Петра Тиньгаева, автосалон приносит прибыль. В прошлом году он планировал продать 250 машин — и выполнил задачу на 90 процентов. В этом году ожидается, что цифра продаж поднимется до трех сотен.
«автомобили люблю и знаю, как их продавать»
Еще один владелец автосалона в Петербурге — хоккеист СКА Максим Сушинский. В отличие от Аршавина Максим сделал ставку на «мерседес» — тоже, впрочем, роскошь, а не просто «средство передвижения». Салон носит имя хоккейного клуба, в котором Максим провел едва ли не половину своей карьеры игрока, и если вы зайдете на сайт салона, то увидите знакомое лицо — в обрамлении, правда, не хоккейной формы, а черного пиджака, белой рубашки и галстука. Максим Сушинский — президент своей компании.
«Идея открыть автосалон возникла у меня давно, лет семь-восемь назад, когда я еще играл в Омске, — поведал Максим в одном из интервью. — Но на берегах Иртыша я ничего не планировал открывать, только дома, на родине — на берегах Невы! Я знаю машины, люблю их, знаю, как их продавать. В другом бизнесе, наверное, так себя реализовать не получилось бы».
А опыт продаж машин у Сушинского действительно немалый. Как принято говорить, «серым дилерством» — полулегальной продажей автомобилей — он занимался еще в Омске. Среди его «клиентов» были не только хоккеисты, такие, как игроки сборной России начала 2000-х Антон Курьянов и Алексей Симаков (а защитник Кирилл Кольцов успел купить у Максима автомобиль аж четыре раза!), но и другие известные спортсмены — например, футболист Дмитрий Сычев, когда приезжал на свою родину в Омск.
По некоторым данным, Сушинский вложил в свой салон около семи миллионов долларов, его компания в год продает порядка двух сотен «мерседесов», причем не только легковых автомобилей, но и мини-вэнов. А еще осуществляет обслуживание и ремонт купленных у него машин. Так что на убытки спортсмен тоже не жалуется — по крайней мере вслух.
«В одежде главное — комфорт и органичность»
Впрочем, по мнению аналитиков, на быструю окупаемость своих миллионных инвестиций ни Аршавину, ни Сушинскому рассчитывать не приходится — дай бог за 7 — 8 лет. Ведь машины, на которые они сделали ставку, — люксового бренда, стоимостью от полутора миллионов рублей, рынок их в Петербурге весьма невелик по количеству покупателей. А тут еще у каждого из них есть 5 — 6 конкурирующих автосалонов, продающих те же марки. Так что кроме борьбы за покупателя приходится бороться и за производителя — ведь что у компании «Мерседес-Бенц», что у «BMW» есть квота отпуска производимых в Россию машин.
Зато Аршавин поступает в соответствии с еще одним правилом современного бизнеса: не кладет все яйца в одну корзину. Будучи дипломированным дизайнером одежды (в 2006 году он окончил Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна по специальности «технология швейных изделий»), Аршавин параллельно занимается созданием и продвижением линий одежды под брендом «Arshavin». Для этого основана компания, среди учредителей которой — мама Андрея Татьяна Ивановна. Предполагается, что в ассортименте бренда будет три линии: детская одежда (5 — 14 лет), молодежная (17 — 25 лет), отличающаяся ярким, необычным дизайном, и классическая, для деловых мужчин в возрасте от 20 до 45 лет. Первый шаг Андрей сделал в апреле нынешнего года, представив коллекцию детской одежды из 35 предметов для мальчиков до 15 лет.
Свое творческое кредо кутюрье Аршавин формулирует так: «Я за то, чтобы человек чувствовал себя в одежде комфортно, не важно, что он при этом носит — шорты, джинсы или деловой костюм. Лишь бы он чувствовал себя естественно и смотрелся органично». А ближайшее воплощение своих идей Андрей пообещал продемонстрировать осенью. Скорее всего это будет очередная детская коллекция.
(О спортсменах, занимающихся другими видами бизнеса, мы расскажем в одном из следующих номеров газеты.)