Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

«Благодарим партию, правительство и жюри»

На «Музейном Олимпе» — Исаакиевский собор

В минувшую пятницу к великолепному особняку Матильды Кшесинской, где ныне располагается Музей политической истории России, съезжались гости. Здесь проходила торжественная церемония вручения «Музейного Олимпа» — высшей премии петербургских музеев.

Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор», получил награду заслуженно.

Хлебнув шампанского, нарядные гости отправились в Атриум, залитый сине-лиловым — как раз под любимый цвет эпохи модерн, в которую был построен особняк великой балерины.

Церемония началась без опоздания. Не успели гости занять свои места, как на сцену выпорхнула воздушная Матильда Феликсовна в широкополой, по моде столетней давности, шляпке. Ее сопровождал барон Василий Брандт, известный в ту пору предприниматель и ее сосед. Их конферанс немного оживил протокольную церемонию.

Хотя больше всего аплодисментов сорвал вице-губернатор по культуре Василий Кичеджи. «Благодаря должности мне порой выпадает счастье слушать музейных мэтров, — скромно начал вице-губернатор. — Вот слушал недавно Михаила Борисовича Пиотровского и молился про себя, благодаря, что вот мне, простому человеку, довелось это услышать!»

Это тот случай, когда с г-ном Кичеджи невозможно не согласиться. На сцену поднялся Михаил Пиотровский и не стал произносить «датские речи», которыми грешат многие чиновники. Он назвал «Музейный Олимп» гордостью Петербурга и, говоря о «музейном теплоходе» (напомним, что вручению премии предшествует традиционное плавание музейщиков на речном теплоходе, когда обсуждают номинантов), сравнил его с «философским пароходом» (напомним, что на «философском пароходе» советские власти в 1922 году выслали интеллигенцию из России, заменив смертную казнь изгнанием): «Если тот пароход спас интеллигенцию России от гибели, то наш музейный теплоход спасает культуру». 

ГМЗ «Гатчина» отметили за проект для слабовидящих детей.

«Музейный Олимп» — первая в стране профессиональная премия в области музейного дела, которая возникла в Петербурге в 2009 году по инициативе комитета по культуре. И, опустив громкие чиновничьи слова, можно сказать, что создана она ради памяти. Статуэтка «Мнемозина», вручаемая лучшим музейным проектам, выставкам, экспозициям, создана Вячеславом Бухаревым. 

В древнегреческой мифологии Мнемозина — богиня, олицетворяющая память. От нее и от Зевса были рождены все девять муз, покровительствующих искусствам. Мнемозина наделена даром всеведения, она знает все, что было, все, что есть, и все, что будет. 

Михаил Пиотровский назвал победителя в номинации «Музей — детям». Как и ожидалось, «Мнемозину» получил ГМЗ «Гатчина» за проект «Ощущение дворца», созданный для того, чтобы буквально на ощупь можно было познать дворец и его экспонаты слабовидящим и слепым детям. За этот проект Гатчина удостоилась и приза зрительских симпатий.

Приз в номинации «Музейная книга» получило издание Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи «Герои Великой войны 1914 — 1918. Материалы Трофейной комиссии в собрании музея».

В номинации «Престиж Петербурга» награду отдали Эрмитажу за грандиозный проект — биеннале современного искусства «Манифеста». 

В номинации «Выставка года» «Мнемозину» получил проект Музея театрального и музыкального искусства «Стиль на сцене. Искусство элегантности». Выставка, показанная в Шереметевском дворце, была грандиозна: ее хронология — 1964 — 2012 годы. Перед нами  предстал мир моды, оперы и балета второй половины минувшего столетия во всем своем блеске.

Очень жаль, что не была отмечена не менее великолепная выставка «При дворце российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века», развернутая в парадных залах Зимнего дворца. Она пользовалась таким успехом, что ее даже продлили по просьбе публики. 

«Выставки — это душа, дыхание музея», — сказал вручавший «Мнемозину» глава комитета по культуре Смольного Василий Панкратов.

Государственный музей-заповедник «Царское Село» получил «Мнемозину» за новую постоянную экспозицию — первый в России музей Первой мировой войны «Россия в Великой войне», открывшийся в Государевой ратной палате.

Ну а музеем года, как и ожидали многие, стал музей-памятник «Исаакиевский собор».

«Думал ли неправославный Огюст Монферран, что Исаакиевский собор посетят за год три миллиона человек!» — заметил Василий Кичеджи. Директор музея Николай Буров достойно парировал: «В жестокой конкурентной борьбе награда нашла героев, благодарим партию, правительство и жюри».

После раздачи призов все дружно отправились в Белый зал на банкет, а ваши корреспонденты — домой. «Что ж вы уходите так рано?» — поинтересовались уставшие гардеробщицы. «Да мы журналисты, уже отработали», — ответили мы. «Ну и что, раз журналисты, тем более — идите поешьте что-нибудь после трудового дня», — посоветовали нам. А еще порекомендовали обязательно заглянуть в Зимний сад — один из красивейших залов особняка Матильды Кшесинской. «Мы там всегда отдыхаем, когда свободная минутка выпадает, — признались они. — Там такая атмосфера, будто в прошлое попадаешь». — «А привидения Матильды Феликсовны не встречали?» — полюбопытствовали мы. «Нет, никаких привидений в музее нет! Тишина и покой! Не бойтесь!»

Следующая церемония «Музейного Олимпа» пройдет в Исаакиевском соборе. Интересно, а там водятся привидения?

↑ Наверх