Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Блеск и нищета советских манекенщиц

Выставка «Ленинградские моды 60 — 70-х годов», которая открылась в Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца, напоминает о том времени, когда знаменитый парк еще называли «цыпочка» (от ЦПКиО), наши мамы были молоды, в моде были мини-юбки, а в брючных костюмах не пускали ни в рестораны, ни в конторы

На выставке — фотографии, сделанные для журнала мод самым знаменитым в тогдашнем Ленинграде фотографом — Петром Сегалем, из личных архивов манекенщиц Евгении Куракиной-Хартлебен и Лии Китц. По ним можно проследить тенденции моды той эпохи, господствовавшие в стране идеалы женской красоты, оценить мастерство манекенщиц и искусство фотографов.

В поисках «грустного подростка»
Евгения попала в Дом моделей случайно: «Мне было 17 лет. Узнав, что меня не приняли в институт, я расплакалась. Так, заплаканная, расстроенная, брела по Невскому. Меня остановила женщина, которая представилась модельером Ленинградского дома моделей одежды. Она сказала, что сейчас у них как раз ищут манекенщицу с образом «грустного подростка», и я им скорее всего подойду».

Евгения Куракина-Хартлебен сегодня с улыбкой вспоминает о том, как воплощала образ «грустного подростка». Фото: Натальи ЧАЙКИ

Фото: Натальи ЧАЙКИ

Конечно, симпатичная нежная девушка с голубыми глазами и белокурыми волосами подошла! Ведь в 60-е годы на Западе как раз вошел в моду образ «женщины-ребенка», воплощенный английской манекенщицей Твигги. Евгения была советским вариантом Твигги.

Лия Китц вспоминает, что пришла в Дом моделей устраиваться в цех. Но в отделе кадров на нее посмотрели наметанным глазом и посоветовали спуститься в демонстрационный зал, где как раз идет набор манекенщиц. Так все и началось.

Рабочая профессия
Профессия модели в наши дни стала одной из самых престижных в глазах молодежи. Девчонки, мечтающие о подиумах Парижа, Милана и Лондона и фотографиях на обложках глянцевых журналов, осаждают модельные агентства, морят себя голодом, отрабатывают часами манекенный шаг. И даже не подозревают о том, что когда-то, не столь уж давно — в 60 — 70-е годы, профессия манекенщицы считалась… рабочей.

«В СССР были сетки для оплаты — ИТР, научные работники и рабочий класс. Манекенщицы были оформлены как рабочие. Но наше начальство делало нам некоторые послабления. Нас никогда не отправляли в командировки поездом — видимо, чтобы мы не помялись. Второе — нам как-то умели делать месячный отпуск, хотя рабочим в те времена было положено отдыхать только две недели. И самая большая привилегия — нас никогда не посылали на картошку!» — рассказала журналистам Лия Китц.

В Ленинграде было всего три места, где работали манекенщицы: Ленинградский дом моделей на Невском, 24, Дом мод на Петроградской и универмаг «Пассаж». Везде был свой коллектив.

Ни о какой известности и тем более о славе манекенщицы и не мечтали. Зарплата была мизерная. По словам Лии Китц, манекенщицы начинали с зарплаты 65 рублей. Чтобы заслужить высшую ставку (125 рублей), нужно было отработать много лет и получить определенный разряд. «В общем, рабочий народ!» — пошутила Лия.

Лия Китц любуется своей фотографией сорокалетней давности. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Работа манекенщиц в самом деле была тяжелая, вряд ли легче, чем у фабричных девчонок.
«В нашем словаре не было таких слов, как «похудеть» и «диета», — вспоминает Евгения. — Администратор демонстрационного зала часто шутила, что прожорливее манекенщиц никого не встречала в жизни! Куда бы мы ни приехали, в первую очередь спрашивали: «А где тут у вас буфет?»

«Мы тратили очень много энергии на показах, — объясняет она «прожорливость» девушек. — Это сейчас модель демонстрирует за весь показ одну-две вещи и ей помогают одеваться несколько человек. А нам приходилось показывать по 7 — 8 вещей, переодеваться надо было очень быстро. Это был спорт! А еще надо было выстаивать на каблуках в духоте многочасовые примерки, ведь все вещи в Доме моделей шились индивидуально. Порой девочки падали в обморок. Их приводили в чувство, и работа продолжалась!»

И все-таки жизнь представительниц этой «рабочей профессии» сильно отличалась от той, что вели их ровесницы, работавшие на заводах, фабриках и стройках.
Когда они, одетые в модели талантливейших модельеров тех лет, вышагивали на подиуме великолепного демонстрационного зала Дома моделей или на сценах ДК, на них были устремлены восхищенные и завистливые взгляды. Надо сказать, что творения ленинградских модельеров (самой знаменитой была Галина Светличная, настоящая звезда моды, создававшая так называемый социалистический кутюр для международных ярмарок) не продавались и даже не отправлялись на производство. Для массового пошива работала специальная группа промышленного моделирования. А художники «перспективной» группы не были ограничены в фантазии.

Брючные костюмы в те годы только появились в СССР. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Манекенщицам же иногда разрешали выкупать одежду, которую они показывали, тем более что сшита она была по их меркам, а найти женщин с такой же стройной фигурой было не так легко.

Ленинградский стиль
«Но мы, как правило, редко покупали свои модели», — поделилась воспоминаниями с вашим корреспондентом Лия Китц. На мой удивленный вопрос: «Почему?!» — отвечает: «Во-первых, потому что они нам на дорожке надоедали. Во-вторых, заработки не всегда могли позволить купить такую дорогую, эксклюзивную одежду. А в-третьих, почти все из нас умели шить и вязать. И очень часто мы, девчонки, выручали друг друга, менялись нарядами, туфлями, если куда-то надо было идти — в театр, на свидание. А если кому-то надо было ехать на показ за границу, одевали всем миром!»

Знаменитый фотограф Петр Сегаль первым начал снимать манекенщиц не в студиях, а на улице. Юная Женя Куракина в Камероновой галерее. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Несмотря на то что царил тотальный дефицит, можно было говорить о наличии ленинградского стиля. Евгения Куракина вспоминает, что их всегда узнавали даже на улицах других городов — как-то сразу по облику и манере поведения определяли, что они из Ленинграда. Ленинградский стиль, по ее мнению, это строгость, элегантность, благородная простота, предпочтение классики, акцент на линию и силуэт, а не на декор. Евгения говорит, что уже давно живет в Германии и не слишком хорошо знает современных модельеров Петербурга, но побывала не так давно на показах «Аврора фэшн уик», и ей очень понравилась Лилия Киселенко: «На мой взгляд, она как раз и продолжает традиции ленинградского стиля сегодня!»


Жалеют ли они, что были манекенщицами тогда, в Советском Союзе, а не сейчас, когда перед успешными моделями открываются неисчерпаемые возможности — Париж, Милан, баснословные гонорары, внимание самых богатых и знаменитых мужчин мира?
Спрашиваю об этом у Лии Китц. «Нет, что вы, я ни о чем не жалею, — отвечает она своим низким, будто прокуренным голосом. — Я понимаю, что по сегодняшним стандартам мы и не подошли бы. Ни по росту, ни по объему. И потом, знаете, у меня всегда было убеждение, что манекенщица — это не профессия, это образ жизни!»

Зинаида АРСЕНЬЕВА
↑ Наверх