Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Близнецы «Булгарии» по Ладоге и Свири не плавают

Катастрофа «Булгарии» поставила вопрос о развлекательных круизах на суденышках постройки 1950-х годов

Теплоход тонул под музыку

10 июля в 13 часов 58 минут на Волге возле населенного пункта Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан затонул теплоход «Булгария», следовавший по маршруту Болгар — Казань. По данным МЧС РФ, на теплоходе было 199 человек, среди них — значительное количество детей. Спасти удалось только 80...

Данные о жертвах меняются каждый час — в ходе поисково-спасательных работ. Самое большое скопление тел обнаружено на затонувшем судне в музыкальном зале, ресторанах, барах. Сколько всего погибших находится внутри теплохода, неизвестно. Выжившие рассказывают: трагедия произошла стремительно, вода хлынула внутрь, судно перевернулось — при этом на теплоходе продолжала играть музыка.
Двухпалубное судно постройки 1955 года не имело переборок, препятствующих распространению воды. Пассажиры не имели спасательных плавсредств. И что же это за суда такие развозят пассажиров по круизам в российских внутренних водах?

«Вечерний Петербург» решил ознакомиться с нашим местным флотом. С тем, что возит народ на Валаам, в Кижи, Петрозаводск. На сайте одной из ведущих судовладельческих компаний города сразу было обнаружено фото трехпалубного теплохода с подписью, что это судно проекта 588, построенное в Германии в 1970-х годах.
— Обман! — воскликнули мы. — 588-й проект был заложен еще при Сталине. Он разработан в начале 1950-х годов в Ленинграде. А строили по нему на верфях ГДР и только в 1954 — 1961 годах.
— Действительно, неудобно получилось, — признали в компании обман пассажиров. — Но судно прошло в этом году капремонт. Имеет 11 водонепроницаемых переборок. Ежегодно проходит освидетельствование спасательных средств. Выдерживает волну около двух с половиной метров.

Всего ГДР поставила нам, то есть в СССР, 49 таких теплоходов. Как можно догадаться, часть из них уже давно «списана на иголки», как называют флотские люди утилизацию: разделана на металлолом, просто списана. Часть продолжает курсировать во внутренних водах. Между прочим, иногда выдающих волну до 6 метров — как, например, наша Ладога...

Судно, затонувшее на Волге, — проекта номер 785. Такие строили для СССР в Чехословакии в 1952 — 1958 годах. Внешне от 588-го этот проект отличается количеством палуб, их две. Внутри этот раритет, как мы уже упомянули, современным требованиям безопасности не отвечает, водонепроницаемых переборок не имеет, но 785-й в России продолжают держать на плаву. Он вовсю фигурирует в предлагаемых судовладельческими компаниями круизах — в основном по Волге. Среди предложений круизов по Северо-Западу суда проекта номер 785 нам встретить, к счастью, не удалось. У нас преобладают трехпалубные суда 588-го проекта.

Вчера в судовладельческих компаниях города, разумеется, строили свои версии катастрофы. Опрошенные «ВП» специалисты сошлись во мнении, что причиной затопления судна могли стать открытые иллюминаторы. Они рекомендовали рассмотреть фотографии «Булгарии» и убедиться в том, как низко те расположены.

— Судно на скорости подходило к повороту на 90 градусов, и вода могла просто хлынуть в «форточки», оставленные пассажирами открытыми в этот жаркий день. Пассажиры же, как мы слышали, практически все находились в ресторане, в музыкальном зале, было обеденное время, — напоминают обстоятельства трагедии специалисты, прося не называть своих имен, поскольку затрагивается деликатный момент: поведение тех, кого уже нет в живых.
— У нас все иллюминаторы задраены наглухо, — заверили «ВП» в одной компании, возящей пассажиров на Валаам. — Вы ведь знаете эти пьяные рейсы! Никакой дисциплины среди пассажиров. Ночью напьются — утром отмолятся. Поэтому мы предусматриваем, что пассажиров развлекательных рейсов потянет открывать иллюминаторы...

 

Между тем

После трагедии с теплоходом «Булгария» Северо-Западная транспортная прокуратура намерена проверить суда, находящиеся в эксплуатации более 25 лет. Возможно, прокуроры обратят внимание не только на пассажирские, но и на грузовые «калоши».

 

Алла ДМИТРИЕВА
↑ Наверх