Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 11 декабря 2024

«Вечёрка» помогла блокаднику обрести квартиру на Васильевском острове

76-летний Альгерт Борисович Пономарев, живущий в халупе на территории садоводства, получил ордер на однокомнатную квартиру в доме социального обслуживания Василеостровского района. Мы отстаивали право блокадника на достойную старость четыре месяца

Власть имущие периодически, особенно в преддверии очередных военных годовщин, торжественно заверяют: для ветеранов делается очень многое, они полностью обеспечены социальными благами. К сожалению, это замечательное утверждение далеко не всегда оказывается верно. Пример чему — судьба 76-летнего Альгерта Борисовича Пономарева, который ребенком пережил все 900 дней блокады. Никаких социальных благ Альгерт Борисович не получал. После того как 20 лет назад он из-за квартирных махинаторов лишился своего единственного жилья — комнаты в коммуналке на Васильевском острове, он круглогодично жил в дачном домике на территории садоводства «Восход» Кировского района Ленинградской области, в 57 километрах от Петербурга. Был зарегистрирован как бездомный в Городском пункте учета граждан РФ без определенного места жительства. Домик, построенный собственными руками, со временем ветшал, превращаясь в настоящую халупу. Сил у Альгерта Борисовича становилось все меньше и меньше. Дошло до того, что блокадник уже не мог не только грядки возделывать, но и воды с дровами в свою халупу принести. Никакого благоустроенного жилья власти ему не предлагали. Инвалидность тоже было не оформить (какие врачи поедут в садоводство?).

Такого хорошего жилья у ветерана не было никогда. Перед заселением блокадника власти сделали в квартире полный ремонт.

Блокадник никогда ни у кого ничего не просил, пока был в силах обслуживать себя сам

О бедственном положении блокадника в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы» сообщила председатель садоводства Нина Волчкова, которой блокадник юридически доверил вести дела. И сразу отметим: Альгерт Борисович, прекрасно зная, что другим блокадникам, имеющим жилье в Петербурге, дают отдельные квартиры, сам даже и не претендовал на такую квартиру. Был изначально согласен на квартиру в социальном доме, то есть квартиру, которую нельзя приватизировать и передать по наследству.

Журналисты «ВП» выехали в садоводство (отчет об этой поездке опубликован в «ВП» за 18 июня). Все оказалось действительно так. Неухоженный, поросший сорняками участок (а когда-то Альгерт Борисович собирал большие урожаи клубники). Покосившийся, весь в щелях, с протекающей крышей домик, к которому больше подойдет определение халупы. «Жилая часть» дома совсем символическая. Крошечная кухонька и комнатка — закуток, в котором с трудом помещаются печка, столик да узенькая маленькая кровать. Кровать стоит впритык к печке. В комнатенке-закутке еще и чан с водой стоит — для того чтобы вода не замерзла в коридорчике. В морозы в домике студено!

Альгерт Борисович показывал нам свое жилье, гордясь тем, что домик выстроен по личному проекту и лично им. Каждая дощечка, каждый гвоздик прибиты руками блокадника. Альгерт Борисович до последнего ни у кого ничего не просил, предпочитая справляться самостоятельно.

На книжной полке стояли издания философского содержания. К таким книгам, судя по всему, владелец имел особое пристрастие.

— Все, конец. Еще одну зиму мне не пережить здесь, — сказал Альгерт Борисович. — Замерзну! Летом мне добрые люди помогают, а зимой все же в городе, в тепле.

Дом красивый, кирпичный, теплый. Оборудован пандусами, большим лифтом.

И мы отлично видели, что это не пустые слова. Что столь больному человеку уже в таких условиях не выжить. Что нужно срочно переселять его в город.

Нами были посланы всевозможные запросы в инстанции. И вроде бы пришел обнадеживающий ответ из жилищного комитета, подписанный М. Г. Орловой, первым заместителем председателя комитета (см. «ВП» за 23 июля). Там было сказано о том, что «Предоставление мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны является приоритетным направлением социальной политики Санкт-Петербурга», а также содержалась просьба в адрес администрации Василеостровского района обеспечить ветерана жильем.

Но радовались мы рано. Полученный от администрации Василеостровского района ответ перечеркнул надежды 76-летнего блокадника на достойную старость. Жилья ему не дали, мотивировав это тем, что он… на данный момент не проживает в Василеостровском районе. И чтобы он обращался с подробными просьбами к администрации Ленинградской области.

Снова запросы в инстанции. И вот наконец положительное решение! (Об этом подробно в «ВП» за 30 сентября, 9 и 14 октября.) В Василеостровском районе нашли возможность предоставить Альгерту Борисовичу Пономареву квартиру в доме социального обслуживания по адресу: 

17-я линия В. О., дом 18, корпус 3. Отметим, что вопрос о предоставлении квартиры был решен положительно при участии нового главы района Юлии Киселевой.

И вот долгожданное торжественное вручение ордера.

Нужно ли говорить, что значит для пожилого человека своя ванная комната!

«Первое, что сделаю, хорошенько помоюсь. И ноги буду в ванной греть!»

Вчера глава Василеостровского района Юлия Евгеньевна Киселева вручила Альгерту Борисовичу ключи и ордер на квартиру.

Благодаря за столь ценный подарок, Альгерт Борисович заметил, что в такой красоте он собирается прожить еще лет 75. Что такого великолепного жилья у него не было никогда в жизни.

Кстати, в деле получения квартиры не обошлось без мистики. Прежде всего с числом «13». Оно оказалось счастливым. Квартира номер 13, дали ее в 2013 году, а если сложить цифры 7 и 6 (а Альгерту Борисовичу 76 лет), тоже получится 13. А главное, как пояснил Альгерт Борисович, именно в этом доме он когда-то жил. То есть дом, в котором он жил, давно снесли, но, используя старый фундамент, возвели на нем новое здание. Так что, можно сказать, Альгерт Борисович действительно вернулся домой.

Дом красивый, кирпичный, теплый. Оборудован пандусами, большим лифтом. К тому же внизу расположены необходимые социальные службы. Есть все и для досуга пожилых людей. Можно, например, ходить на занятия по английскому языку, компьютерной грамотности, заниматься в зале лечебной гимнастики. Можно попробовать себя и в освоении караоке. И здесь же бывают танцы. Для обитателей социального дома проводятся киносеансы и экскурсии.

Квартира Пономарева находится на третьем этаже. Квартира однокомнатная, но просторная, с большим коридором и вместительной кухней. Что поражает воображение — так это застекленная огромная лоджия, в которой, право слово, можно еще одну комнату устроить.

Перед заселением блокадника власти сделали в квартире полный ремонт (квартира пустовала 2 года после предыдущего жильца). Был перестелен линолеум, поклеены новые обои. Полностью оборудована кухня, поставлена новая ванна (причем ванна модели, которая разрабатывалась специально для пожилых людей — она имеет более низкие бортики, чтобы было удобнее в нее залезать человеку с больными ногами). Телевизор, диван, холодильник, стиральная машина, занавески. Все новенькое, все радует глаз.

Глава Василеостровского района Юлия Евгеньевна Киселева вручила Альгерту Борисовичу ключи и ордер на квартиру.

— Меня переполняют чувства. Я до последнего не верил в чудо. И вот оно произошло. В садоводстве я жил в доме с протекающей крышей. Вода капала прямо на кровать, на подушку. О таких удобствах и мечтать не смел, — делится впечатлениями Альгерт Борисович. — Первое, что сделаю, так это хорошенько помоюсь. И буду греть больные ноги в ванне. Я очень беспокоился, что в квартире только душ. Это когда я первый раз пришел смотреть квартиру, то на месте ванной была душевая кабина. Но спасибо всем, кто отвечает за заботу о пожилых людях, мне сделали настоящую ванну.

Альгерт Борисович ведет гостей в ванную, показывает, рассказывает. Заметили небольшой белый шкафчик на стене. Открыли, оказалось — там свернутый пожарный шланг.

— Так что тушить пожар сможем своими силами, — шутит Альгерт Борисович. (Надеемся, что пожаров здесь никогда не будет!)

Вид из окон у квартиры тоже вполне себе живописный, на зеленый палисадник. Сам дом стоит в глубине двора, так что здесь тихо, шум с улицы не долетает.

Эту квартиру у блокадника никто отобрать не в силах. А вскоре у блокадника увеличится и пенсия. Ему наконец-то помогут оформить инвалидность.

Нельзя не отметить, как преобразился сам Альгерт Борисович. В садоводстве мы видели его простенько, «по-огородному» одетого. В городе же Альгерт Борисович надел костюм и как-то приосанился. Теперь уже ничто не напоминает о том, что он 20 лет жил в нечеловеческих условиях в дырявой халупе.

Редакция «ВП» благодарит за помощь администрацию и социальные службы Василеостровского района. Большое спасибо и садоводам из товарищества «Восход» Кировского района, которые в трудное для Альгерта Пономарева время помогали этому пожилому и больному человеку.

Между тем

Как оказалось, предоставление квартиры Альгерту Пономареву — не единственная победа нашей редакции.

Как рассказала корреспонденту «Вечернего Петербурга» юрисконсульт горячей линии «36 квадратных метров» Татьяна Смирнова, еще три ветерана, с которыми мы работали, получат квартиры.

Вступило в законную силу решение Московского районного суда, обязывающее администрацию Московского района предоставить во внеочередном порядке отдельное жилье труженице тыла Лидии Воедиловой. Она стала единственной труженицей тыла, проживающей в коммуналке, для которой нам удалось добиться положительного решения суда.

В ходе другого процесса, в Кировском районном суде, в очередь на жилье поставлена участница Великой Отечественной войны Нина Каторгина. На старости лет ветеран оказалась в коммунальной квартире. Здесь уже кредитная организация постаралась. Жили они с дочкой и внуком спокойно в трехкомнатной квартире. Но внук взял кредит. И не отдал. А потом банк за долги заставил их продать одну комнату. Сейчас в ней живут чужие люди. Так отдельная квартира стала коммунальной.

И еще. В минувшую пятницу получена информация, что поставлена на очередь в Невском районе блокадница Нина Тимофеева, до сих пор имевшая официальный статус бездомной, которой ее сделали «черные риелторы».

Мы надеемся побывать и на этих новосельях.

↑ Наверх