Богини труда и спорта на фоне вождей мирового пролетариата
Только до 2 февраля в корпусе Бенуа открыта выставка замечательного советского художника Александра Самохвалова, посвященная 120-летию со дня его рождения
В анфиладе выставочных залов — 250 работ художника из Русского музея, Третьяковской галереи, многих музеев России, частных коллекций.
Но нет здесь самой знаменитой его картины — «Девушки в футболке» (1930). Это был не социальный заказ. Самохвалов искренне восхищался «новой женщиной», более того, эта героиня, явившаяся на смену утонченным красавицам Серебряного века, виделась ему в романтическом ореоле. «Девушка в футболке», названная на парижской выставке 1937 года «советской Джокондой», — портрет конкретного человека: учительницы Евгении Адамовой. В ней художник воплотил свое представление об идеале «простой красоты».
Картина блистательно отсутствует сейчас в Русском музее потому, что гостит на выставке «От царей к комиссарам», которая продлится в Национальном музее Стокгольма до конца января.
«Спартаковка». 1928.
Однако организаторы сделали все, чтобы напомнить о ней: к вернисажу даже была сшита партия футболок в широкую черно-белую полоску, со шнуровкой у воротника. В таких футболках разгуливали среди приглашенных на открытие выставки красивые девушки, призванные воссоздать атмосферу тридцатых годов прошлого века.
Присутствует знаменитая картина и в виде увеличенной репродукции на светящемся плакате. И даже в таком виде передает мягкие, мерцающие краски: золотистые локоны, нежная, отливающая перламутром кожа, светлые глаза. Чудится в ней, этой комсомолке тридцатых годов, даже что-то ренуаровское.
А еще — на картине «Аппассионата» («Строители коммунизма»), написанной мастером в 1967 году, за четыре года до смерти. Там она затесалась на заднем плане, среди заполнившей заводской цех толпы, слушающей великую музыку Бетховена. Но не заметить ее — кудрявую блондинку, да еще одетую в такую броскую футболку, — просто невозможно.
«Ткацкий цех».1929.
Нет на выставке и эскиза панно «Советская физкультура», сделанного художником для советского павильона Международной выставки в Париже в 1937 году. За это панно высшее международное жюри присудило ему Гран-при. «Известная сдержанность цвета, в основном чисто-белого, красного и голубого в сочетании с цветом здорового, загорелого тела юношей и девушек… композиционно утверждает монументальность всей композиции», — писал Самохвалов.
Эскиз, который хранится с 1985 года в музее Нижнего Тагила, должен был прибыть на выставку. Но Министерство культуры не нашло средств, чтобы оплатить транспортировку.
А что же есть? На что стоит обратить внимание? На такие его работы, как монументальное полотно «Появление Ленина на Втором Всероссийском съезде Советов», написанное в 1940 году? Это классический образец социалистического реализма. Но сейчас картина интересна лишь как иллюстрация к историческим событиям, которые многими из нас давно и прочно забыты. И одной любопытной деталью: после XX съезда КПСС, на котором был разоблачен культ личности Сталина, художнику пришлось немного подправить картину: вместо Сталина появился абстрактный молодой человек. Куда интереснее картина «Киров принимает парад физкультурников» (1935). И здесь, как и в панно «Советская физкультура», так восхитившем Париж, изображены прекрасные, здоровые и загорелые юноши и девушки, одетые в белое и оранжевое, словно излучающие оптимизм и радость жизни. Кто скажет, что на дворе середина тридцатых годов, массовые репрессии? Что уже грозно зреет мировая война?
Интересно еще одно обстоятельство: сходство большого стиля тоталитарной эпохи в СССР и Германии. В обеих странах, которым вот-вот предстоит сойтись в страшном противостоянии, в ходу и культ здорового тела, и бесконечные парады физкультурников, демонстрирующие мощь нации, и идеал красоты, ориентированный на античность, и обилие белого цвета, который, как писал историк моды Александр Васильев, всегда предвосхищает войну, символизируя невинность жертв.
«Метростроевка со сверлом», 1937.
Но так ли фальшивы картины Самохвалова с его бесконечными физкультурницами, спартаковками, метростроевками со сверлами, кондукторшами? Они часто полуобнажены и вообще полны такого эротизма, что даже странно, почему к художнику не предъявляла претензий цензура. Именно женщина воплощала для художника идеал «нового человека», который так долго пытались взрастить в Советском Союзе, но не сумели.
Что же касается радости жизни, то она, как показывает опыт, возможна при любом политическом режиме. Особенно у тех, кто предпочитает не задумываться над происходящим: по молодости ли, по глупости ли, по легковерности.
Потом по большей части приходится расплачиваться. Глядя на этих молодых, по-своему, по-пролетарски, красивых людей, изображенных на картинах Александра Самохвалова, ловишь себя на мысли, что ведь многие из них уже обречены: на тяжелейшие испытания и даже на гибель. Стоит ли осуждать их за короткий миг радости?
Фото предоставлены пресс-службой Русского музея