Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Богиня любви, богиня кино

23 июня в киноцентре «Родина» открылся XXII Санкт-Петербургский международный Фестиваль Фестивалей

Как известно, этот форум презентует фильмы-призеры международных фестивалей последних лет, а также фильмы, ставшие фаворитами прессы и зрителей.

В этом году фестиваль, заявили организаторы, уделяет повышенное внимание именно российскому кино — в честь Года культуры в России.

Роман Громадский: «Ирина Муравьева заслужила не только наши скромные сувениры, но и самое главное — безграничную любовь своих зрителей».

Куда улетят грифоны?

В секцию «Новое кино России» вошли 17 фильмов российского производства, созданные за последний год. Главные ленты в этом списке — фильм «До свидания, мама» лауреата нескольких международных и российских премий Светланы Проскуриной и «Оптическая осень» Марины Разбежкиной. 

В рамках секции пройдет и специальная программа «Свое кино» — там будут показаны игровые фильмы, снятые российскими режиссерами на собственные деньги, частные средства и с малым бюджетом. Причем 27 июня пройдет круглый стол, посвященный обсуждению этих фильмов, — там смогут высказаться как специалисты, так и рядовые зрители.

В секции «Короткий метр» будут, как можно догадаться, показаны короткометражки со всего мира. Кроме того, покажут и лучшие работы интернет-фестиваля «Internet Short Film Festival».

В традиционной секции «Ретроспектива» основное место будет отдано творчеству режиссера Виктора Аристова, работавшего на «Ленфильме». Будут показаны шесть его фильмов, в том числе — киноновелла «Свояки» по рассказу Василия Шукшина и «Порох», в основе которого реальный факт из истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

В основной же программе — 20 фильмов — призеров и участников международных смотров. Фаворит этой секции — кинодрама «Зимняя спячка» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, завоевавшего «Золотую пальмовую ветвь» 

67-го Каннского фестиваля. Также будут показаны «Навязчивые ритмы» Фанни Ардан, «Бродяга» Дэвида Мишо и «Враг» Дени Вильнёва.

Обещают и еще такое неожиданное мероприятие, как семинар Всемирной неправительственной ассоциации христианских СМИ, который пройдет в духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры. Один из дней под девизом «Диалог культур, диалог конфессий» соберет участников в Доме кино с демонстрацией фильмов на духовную тему.

В общем, будет чем заняться. Все будет происходить на трех площадках: в киноцентре «Родина», в Доме кино и в кинотеатре «Чайка», а завершится фестиваль 29 июня вручением внеконкурсных призов в киноцентре «Родина». «Золотого Грифона» получит фильм, заслуживший самую высокую оценку гостей и участников фестиваля, «Серебряный Грифон» станет призом зрительских симпатий. «Бронзового Грифона» получит лучший экспериментальный фильм. Фестиваль завершится показом новой комедии французского режиссера Клода Лелуша «Мы тебя любим, проказник».

В честь Романа Поланского и Фанни Ардан оркестр мимов исполнил музыку из «Амели» и главные шлягеры французского шансона.

Радует обилие колбасы

Пока же, на открытии, наградили народную артистку России Ирину Муравьеву. Ее удостоили приза «За талант и народное признание».

— Знаете, когда я была молодой — я еще помню это! — мне всегда было очень неловко быть центром внимания… Не то чтоб мне часто что-то дарили, не было такого количества фестивалей, призов. Но я очень боялась, что мне навредит даже маленькое внимание, и сразу выбрасывала это из головы.

А сейчас, когда я стала уже немолодой, — я специально приехала из Москвы, чтобы получить этот приз! По-моему, я до­шла до ручки. Но думаю, что приз мне не повредит и ничто не помешает мне себя сохранить.

Актриса получила награду из рук народного артиста России Романа Громад­ского, который вместе с Семеном Фурманом устроил на сцене традиционную уже буффонаду на грани фола.

— Но ты не могла предположить, что тебе подарят такое количество колбасы! Будет чем Москву покормить, — заявил Громадский. — Вообще этот фестиваль выгодно отличается от других именно обилием колбасных изделий…

— Я понял, почему меня позвали вручать приз. Потому что в Петербурге я лучший. Больше здесь никого нет. Я вам очень завидую — вы столько всего сыграли... Сам я настолько хорош, что меня даже боятся снимать. А вас стали снимать — и вот не прогадали. Что вы думаете по этому поводу? — спросил Семен Фурман Ирину Муравьеву.

Актриса не нашлась, что ему ответить.

Меха и шерсть

Завершилось открытие фестиваля новым фильмом Романа Поланского «Венера в мехах». Это, собственно, не экранизация романа Леопольда фон Захер-Мазоха — это более сложное сооружение, завернутое во множество слоев из плоти, кружев и черной скрипящей кожи.

Начинающий театральный режиссер Тома (Матье Амальрик) заканчивает прослушивание для постановки своей пьесы по роману Захер-Мазоха. Никого, подходящего на роль доминаторши Ванды, не находится. Внезапно в театр врывается еще одна дамочка (Эмманюэль Сенье, реальная супруга Поланского): вульгарная, тупая и жующая жвачку блондинка. Вместо роскошных мехов она кутается в плебейский шерстяной шарфик.

Сперва Тома кажется, что эта актриска менее всего способна вжиться в высокие страсти XIX века. Но неистовый водоворот уже втягивает его через психоанализ и садомазохистскую оргию в настоящую античную трагедию.

Роман Поланский, кажется, и сам с удовольствием падает в эту пропасть, утягивая за собой зрителя. И пока этот полет длится — они успевают обсудить и социальные проблемы неравенства полов, и суть мазохизма, и природу власти, и смысл насилия, и даже поиздеваться над доминированием режиссера над актером в театре. Разговор кажется достаточно откровенным. Затянувшиеся обвинения Поланского в сексуальных преступлениях не заставили его сделаться скромным ханжой — он, наоборот, делает особенно сильное ударение на темы страстей человеческих, разворачивая одну за другой обертки, скидывая одежды, — пока безумный, какой-то заячий взгляд Амальрика не застынет в темном театре, навеки прикованный к образу великой Афродиты.

↑ Наверх