Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Большая драма повернется лицом к Европе

Впереди — новый сезон БДТ имени Г. А. Товстоногова, ознаменованный яркой датой — 95-летием со дня основания театра. Каким предстанет перед зрителем театр под руководством нового художественного руководителя Андрея Могучего?

Итак, БДТ ожидают изменения: появятся новые режиссеры. Осенью этого года к работе над новыми постановками приступит режиссер Эльмо Нюганен (Эстония) и режиссер и драматург Иван Вырыпаев. Оба создадут проекты непосредственно с труппой БДТ.

Вырыпаев поставит спектакль «Пьяницы», Нюганен же, пока не определившись, планирует «сделать что-нибудь по Чехову». До конца 2013 года будет поставлен новый спектакль Андрея Могучего «Алиса в Стране чудес» по мотивам произведений Льюиса Кэрролла. В постановке примут участие народная артистка СССР Алиса Фрейндлих и народный артист СССР Олег Басилашвили.

С 9 по 22 декабря БДТ примет на своих площадках международную лабораторию молодой режиссуры, которая пройдет под девизом «Товстоногов. Метод», в рамках которой начинающие режиссеры из Америки и Европы будут изучать метод работы Товстоногова на примере ключевых постановок. И это далеко еще не все планы на новый сезон, которые будут воплощены на площадках БДТ.

Чтобы узнать больше о работе театра и о дальнейших планах, мы задали несколько вопросов художественному руководителю БДТ Андрею Могучему.

— Какие перемены ожидают театр под вашим управлением? Будут ли грядущие ваши постановки экспериментальными, как в них будут смотреться Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили?
— Ситуация, в которой я сейчас оказался, для меня весьма интересна: передо мной театр, в котором невозможно снести все, что есть, и построить что-то новое, нечто мне свойственное. Это осложняет задачу и делает ее гораздо более острой и интересной: необходимо найти соединение великого прошлого театра с моим сегодняшним представлением об актуальном театральном искусстве. Конечно, я буду делать то, что мне нравится, но ориентируясь на актеров, ведь для меня главным был, есть и остается артист. Допустим, сейчас мы сочиняем новый спектакль вместе с труппой. Да, это страх для обеих сторон, но при всем этом я уверен, что получится хорошо. Я не могу сказать, каким будет этот спектакль. Если говорить об эстетике БДТ в целом, то она не будет какой-то декларированной, она будет рожденной в созидании. Постановочная стратегия поможет театру сориентироваться на Европу, на европейскую режиссуру. С другой стороны, БДТ будет сохранять и активно популяризировать его прошлое, его золотой век. В декабре мы собираем молодую европейскую и американскую режиссуру, с тем чтобы они узнали, кем был Товстоногов, что значит для театрального мира его отсутствие, что значит его наследие. Мне нравится изучать это направление. Также театр должен быть открыт городу, говорить с ним, понимать его проблемы: будет создан музей БДТ, где будут организованы мастер-классы, встречи, экскурсии, при нем откроется ресторан. Мы начинаем аккуратно, с проб и, возможно, ошибок.

— Как актеры реагируют на ваш «новый подход»?
— Мы еще очень осторожны друг с другом, настраиваемся друг на друга. Но желание работать и взаимное доверие — они есть, это точно. Собирая перед своим отпуском труппу, я понял, что уже начал чувствовать этих людей. Это необъяснимое ощущение, оно возникает, когда режиссер и актер, работая над спектаклем, понимают друг друга.

— Какой будет новая сцена БДТ с технической точки зрения? Может, нас ожидает что-то особенное?
— Все уже когда-то было. Но могу сказать, что она не будет стационарной — то есть она не будет фиксировать желания или страсти какого-то одного режиссера. Хочет режиссер сделать спектакль на форм-факторе сцены «круг-кольцо» — пожалуйста. Механизмы могут настроить ее под любые идеи и желания. Ассоциативно она напоминает некий конструктор, легкий, разборный, из которого можно создать любую конфигурацию: например, режиссеру понадобился плунжер (подъемный механизм. — Прим. ред.) определенного размера. Не вопрос, мы изыскиваем бюджет, заказываем эту конструкцию, и она легко встраивается в нашу сцену. А если кто-то захочет, то сцену можно даже полностью убрать!

↑ Наверх