Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Больше, чем два

Русский инженерный театр АХЕ — один из тех невероятных и оригинальных организмов, благодаря которым Петербург знают и почитают в театральной Европе, — отмечает 25-летие своего существования

Как и положено, спектаклем, который, конечно же, не стоит пропускать тем, кто искренне ждет от театра острых, новых, не всегда комфортных, но непременно сильных впечатлений. Премьера спектакля «Между двумя» пройдет на Малой сцене БДТ 21 — 23 ноября.

В основе спектакля — одна из самых значительных книг за историю цивилизации: Тибетская книга мертвых Бардо Тодол. Невероятные «двое» — те, что вынесены в заглавие спектакля, — художники Максим Исаев и Павел Семченко на глазах публики фактически перевернут мир, пытаясь разобраться практически, «как надо умирать, по буддизму» (как они сами формулируют). Рассказывать что-либо еще — значило бы лишить зрителей свежести и неожиданности ощущений. Можно назвать лишь предметы, которые будут задействованы в спектакле, не указывая, в каких именно комбинациях (а именно в них, в комбинациях, у АХЕ всегда и есть самая соль). Итак, предметы: хлеб, мешки с мукой, сырые куриные крылышки и сердце, мед, вино, огромный бассейн с водой, айфон, стробоскоп, дымовая машина и много другого. Все опыты по традиции Исаев и Семченко будут производить над собой.

Вообще про ахешников по случаю четвертьвекового юбилея стоит сказать еще несколько слов. Ибо одна из театральных революций в истории петербургского театра совершена их руками и их талантом. Случилась она в 2003 году, когда пространство одного из павильонов Ленэкспо преобразилось до неузнаваемости, а зрителей усадили на тележки и повезли вдоль удивительных в кабинок, в которых творилось нечто невиданное: цвели райские кущи, полуголый мужчина наверху двухэтажной конструкции «взрывал» мешки с водой, обрушивая потоки на женщину на первом уровне, бумажный кораблик плыл по раскаленной нити и не горел, еще двое мужчин играли в теннис на столе, где вместо сетки стояло зеркало. Их этих и десятков других композиций из вещей и людей рождались удивительные образы, связанные с античными мифами. После спектакля, называвшегося «Sine loco» (с латыни — «Без места»), за который АХЕ получили «Золотую маску», российский визуальный театр крепко встал на ноги: выяснилось, что видимые образы могут быть столь изобретательными и мощными по воздействию, что традиционный театр может соревноваться с ними лишь в лучших своих образцах.

Между тем Павел Семченко и Максим Исаев не стояли на месте, их участие в спектаклях становилось все более эмоциональным — из бесстрастных операторов вещей (которые в их спектаклях играли и главные роли) они превращались в артистов: по-прежнему безмолвных, но эмоционально включенных во все происходящее. Например, один из самых грандиозных по воздействию спектаклей «Мистер Кармен» давал исчерпывающее представление о том, что отношения между мужчиной и женщиной — это всегда лютая и непримиримая вражда на метафизическом уровне. При этом они, конечно, не играли «женщину» и «мужчину». Им достаточно было самых условных обозначений: табличек «Carmen» и «Jose» на груди — а дальше они принимались в спокойном ритме взаимодействовать с предметами таким образом, что возникало ощущение настоящего мочилова, выжить в котором ни у кого не было шансов. Описывать «фокусы», которые творят ахешники в процессе спектакля, было бы неправильно, тем более что этот спектакль можно увидеть в рамках юбилейного фестиваля АХЕ на арт-площадке «Скороход» наравне с другими спектаклями именинников:

25 — 26 ноября, 20.00 — «Гобо. Цифровой глоссарий», пост. Яна Тумина

28 — 29 ноября, 20.00 — «Г-н Кармен», пост. Яна Тумина

3 — 4 декабря, 20.00 — «Каталог Героя», пост. Максим Исаев, Павел Семченко

6 декабря, 20.00 — «Белая кабина», пост. Инженерный театр АХЕ

7 декабря, 20.00 — «Монохром», пост. Инженерный театр АХЕ

Стоит добавить еще и то, что в своих спектаклях замечательные художники опираются не только на старые, как мир, законы физики и химии, но и активно внедряют в театральную сферу новые технологии: скажем мэппинг или кинект-технологии. Так что практически каждый их спектакль превращается в маленькую театральную революцию.

↑ Наверх