Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 мая 2024

Большой театр кукол: операция «Африка»

Новый сезон знаменитый БТК на улице Некрасова начинает 20 августа — обновленным и дополненным

Новый сезон знаменитый БТК на улице Некрасова начинает 20 августа — обновленным и дополненным. На редкость одаренный курс Руслана Кудашова, главного режиссера БТК, завершив обучение в Театральной академии, почти в полном составе влился в труппу театра. А восемь дипломных спектаклей курса вошли в репертуар театра и превратили его в один из самых интересных в городе.

С некоторых пор Большой театр кукол притягивает к себе внимание не только пап и мам, но и самых пристрастных театральных гурманов. Идея вернуть репертуар для взрослых, а с детсадовцами заговорить современным театральным языком — на уровне отборной фантазии и даже магии — самым неожиданным образом и стремительными темпами начала воплощаться в жизнь, как только студенты-кудашовцы начали делать первые шаги по сцене — сначала на Камерной, а потом и на Большой. Не ведая иных запретов и ограничений, кроме чувства меры, вкуса и художественной необходимости, молодые люди под руководством изумительно талантливых педагогов (кроме Кудашова с курсом активно работали Сергей Бызгу и Яна Тумина) затевали одну игру за другой, с одинаковой мерой самоотдачи, веры и азарта ныряя в Шекспира, Замятина и Чуковского. Идея сцены как территории свободы, некоей «Африки», где возможно все, была бы творческая фантазия, оказалась чрезвычайно плодотворной. Спектакль «Бармалей» создан с помощью рулона крафта и нескольких ведер краски, в «Колобке» вместо кукол используется комплект зимних вязаных вещиц, в «Ромео и Джульетте» молодые артисты работают хоть и немного наивно, но на уровне самого настоящего тотального театра, а в спектакле «Мы» с помощью текста Замятина двадцатилетние люди создают нешуточно пугающий образ тоталитарной системы. Сказать, что во всех этих случаях мы имеем дело с кукольным театром, будет неверно. Зато правильно сказать, что любая вещь в руках артистов оживает, обретает эмоциональный заряд и посыл.

Тем интереснее в наступившем сезоне будет понаблюдать за развитием, творческим взрослением и становлением недавних студентов, а заодно и за тем, как Руслан Кудашов, скинув в себя бремя педагога, займется строительством уже непосредственно театра, соединяя отважные опыты молодежи и лучшие из традиций знаменитого на весь мир БТК.

Планы, заявленные театром, таковы. Яна Тумина выпустит, что приятно, два спектакля: детскую сказку под названием «Снежинка» и спектакль по одной из новелл Тонино Гуэрры (материал кажется весьма удачным, учитывая склонность этого режиссера к поэтическим композициям, полным внутреннего напряжения); соавторами Туминой выступят художник Эмиль Капелюш и актриса Марина Солопченко. Детский же спектакль (хотя в случае БТК теперь правильнее писать «спектакль для детей от 3 до 103») выпустит молодой актер Петр Васильев, замеченный в работах Кудашова. Сам Руслан Кудашов увлечен двумя проектами — античной трагедией «Антигона» и известной повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие»: выступив в жанре «зримой песни» (спектакль «Минуты жизни») еще два года назад, молодые люди доказали, что готовы к серьезному разговору о войне, увиденной глазами людей XXI века, — нет сомнения, что необходимость подобного осмысления ключевого события истории прошлого века и одной из его трагедий давно назрела. О детях Кудашов тоже помнит — сказку для постановки выбирает из четырех вполне замечательных и основательных, подходящих и для веселья, и для проявления жизненной позиции: это «Пиноккио», «Волшебник изумрудного города», «Алиса в стране чудес» и, наконец, премилая английская сатира «Кольцо и роза» Уильяма Теккерея.

Ведущая рубрики Жанна ЗАРЕЦКАЯ
↑ Наверх