Бороду Линкольна победила борода Аффлека
Не пора ли что-то менять в консерватории? В смысле — в академии…
Если еще точнее, я говорю про Американскую киноакадемию, которая вчера провела 85-е вручение премии «Оскар».
Все эти пять ночных часов в студии на Первом канале «Оскар» комментировала группка мрачных кинокритиков (суждения которых узнать было иногда интересно) и двое улыбчивых ведущих (шутки которых слушать было невыносимо). Но даже этот междусобойчик был как-то оживленнее и занимательнее, чем то, что творилось в Лос-Анджелесе, в кинотеатре «Долби». Виноваты тут не фильмы — среди них много талантливых работ, заслуживающих похвалы, просмотра и награды. Просто порядок проведения церемонии, надежно обкатанный за 85 лет, оказался совершеннейшей рутиной.
Короче говоря, вся «развлекательная» часть скучна была до невозможности. Красная дорожка, кутюрные платья. Даже здесь нельзя было сказать, что «Valentino» Энн Хэтауэй лучше «Chirstian Dior» какой-нибудь Шарлиз Терон, платья были прямо-таки стандартные и такого фурора, как нога Анджелины Джоли, показавшаяся в нескромном разрезе юбки на прошлом «Оскаре», ничто не произвело. Кроме, может быть, костылей, на которых явилась в зал Кристен Стюарт. Трудно сказать, были ли они модным аксессуаром.
С мужчинами получилось интереснее: они хоть и были все как один одеты в черные фраки — многие из них щеголяли бородами разных форм и фасонов, не какой-то там шаловливой «небритостью», а вполне серьезными бородищами. Может, тут повлиял образ Авраама Линкольна, которого в этом году много вспоминали.
Но дальше — хуже. Комик Сет Макферлейн, ведущий церемонии, должен был реализовать компромисс между абсолютно респектабельным, но скучным конферансом — и какими-то слишком уж хамскими, но веселыми шуточками. Надеялись на респектабельный юмор, но получилось, к сожалению, наоборот: безбожно затянутые и скучные хамоватые шуточки. Вроде песни про «я видел твои сиськи в кино». Видели бы вы лицо Шарлиз Терон, когда Макферлейн спел и о ее достоинствах.
Собственно, и в самом порядке вручения призов не было ничего сверхувлекательного. Но тут хоть случились забавные курьезы. Вроде того, что в номинации «Лучший монтаж» выиграл Уильям Голденберг за фильм «Операция «Арго». Выиграл у самого себя, поскольку был номинирован еще и за кино «Цель номер один».
Свобода Всемирной сети проникает и сюда, в логово капиталистических акул Голливуда. Впервые в истории «Оскар» получил фильм, бюджет которого был собран посредством пожертвований в Интернете, — документальная короткометражка «Иносенте».
Другой любопытный сюжет — приз за лучшие спецэффекты получили создатели «Жизни Пи» из студии «Rhythm & Hues», разорившейся на днях.
«Лучшим фильмом на иностранном языке» стала и без того уже прославленная «Любовь» Михаэля Ханеке — о закате пожилой супружеской пары. «Мой парень — псих» — кино, напротив, о непростых отношениях молодой пары — получило одну статуэтку за игру Дженнифер Лоуренс. Актриса, подходя получать награду, споткнулась и припала на одно колено, но выглядело это на редкость изящно.
Всеобщий любимец Квентин Тарантино заработал «Оскара» за лучший оригинальный сценарий комического вестерна «Джанго освобожденный». А его постоянная звезда, немецкий актер Кристоф Вальц, был признан «Лучшей мужской ролью второго плана».
Душераздирающий мюзикл «Отверженные» получил целых три награды, и все — не главные: за звук, за грим и прически и еще за лучшую женскую роль второго плана. Награждена была Энн Хэтауэй, все еще отощавшая и коротко остриженная после съемок.
«Жизнь Пи», сказка о путешествии в одной лодке мальчика с тигром, сорвала неплохой куш — «Лучшая музыка», «Лучшая операторская работа» и «Лучший режиссер». Тайванец Анг Ли обошел и Стивена Спилберга, и Михаэля Ханеке.
Безусловный фаворит, фильм Спилберга «Линкольн», внезапно получил только две награды. Одну — всего лишь за «Лучшие декорации». Но зато другую — за «Лучшего актера-мужчину». Им стал Дэниел Дей-Льюис, буквально переродившийся на экране в Авраама Линкольна. Впрочем, это его третий «Оскар» — и без него было бы понятно, что актер в самом деле — лучший.
А вот «Лучшим фильмом» стала «Операция «Арго». И это было, пожалуй, главной неожиданностью вечера. Режиссер и исполнитель главной роли Бен Аффлек сделал кино по мотивам реальных событий: в 1979 году спецслужбы эвакуировали сотрудников захваченного американского посольства в охваченном исламской революцией Иране, изображая съемочную группу фантастического фильма. Это, конечно, примечательный эпизод американской истории, но не такой, как освобождение негритянских рабов Авраамом Линкольном. Да и фильм вызвал больше разногласий, чем спилберговская картина. Поэтому в основном прочили победу «Линкольну». Но академики, видимо, решили поощрить все еще молодой задор бородатого Бена Аффлека, перечислявшего людей, которым благодарен, минут десять и, кажется, чуть не разрыдавшегося на сцене. Спасибо богу кино, как сказал Анг Ли.
Так что финал церемонии был вполне остросюжетный. Но основная часть невыносимо одряхлела — нужно срочно придумать что-нибудь принципиально новое. Провести все на свежем воздухе, например. Или вообще убрать все спецэффекты и мюзиклы, сократить церемонию в три раза и пригласить в качестве ведущих наших мрачных кинокритиков. Организовать все как раздачу хлеба неимущим. Сухо и по делу: «Оскар» за монтаж идет тому-то, за грим — тому-то. Больше двух в одни руки не давать!