Цветенье сакуры не терпит суеты
Ботаническому саду исполняется 300 лет, и «ВП» поинтересовался, с чем он пришел к своему юбилею
Директор Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН доктор биологических наук Василий Ярмишко рассказал нашему корреспонденту Елене Елагиной об истории сада, о том, что и как там обновилось, о дальнейших планах по сохранению редких растений.
От Калининграда до Монголии
— Василий Трофимович, во-первых, поздравляю ваше ведомство с 300-летием! Ваш институт носит имя В. Л. Комарова, который в 1940-е годы был президентом РАН, что говорит о внимании в то непростое время к ботанической науке. А насколько сейчас вы чувствуете к себе интерес государства?
— За всю свою долгую историю Ботанический сад — предшественник Ботанического института им. В. Л. Комарова — знал и подъемы, и падения, но всегда возрождался и становился еще прекраснее. Естественно, все это происходило с участием государства. Сейчас в институте осуществлена полномасштабная реконструкция инженерных сетей, котельной, отдельных зданий, парка-дендрария, половины оранжерей, многих гербарных хранилищ, произведен ремонт в основных научных и вспомогательных подразделениях. Мы достаточно хорошо оснащены современным научным оборудованием, компьютерной техникой. Сотрудники института получают престижные премии, так что нас, как видите, вниманием не обходят.
— Ваши сотрудники бывают в экспедициях на всех континентах, включая Антарктиду. Где чаще всего случаются открытия новых видов растений?
— Действительно, география наших экспедиций впечатляет: от Калининградской области до Камчатки, от островов в Северном Ледовитом океане до южных границ нашей страны и за их пределами. Интересными для нас остаются малоизученные районы Алтая, Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Сахалина. Сотрудники нашего института ежегодно исследуют растительный покров Монголии, Вьетнама, Китая и других зарубежных стран. Именно в таких местах удается найти новые для науки растения.
— Гербарий Ботанического института уникален. С ним работают ученые всего мира. А что может обычный посетитель увидеть на территории Ботанического сада и института?
— Во-первых, в Ботаническом саду произрастает более 12 000 видов и разновидностей растений — по сути, представители практически всех флористических областей Земли. Восхищают своей красотой цветущие камелии, азалии. У нас можно видеть созревающие плоды лимонов, апельсинов, мандаринов, кофе, бананов. Поражает разнообразие кактусов, среди которых любимая горожанами «царица ночи». В парке-дендрарии можно увидеть куртины первоцветов, пышным цветом расцветают рододендроны, а чуть позже — сирень. Весной посетители наслаждаются цветением японских сакур. Кроме того, вас встретят японский сад, реконструированная детская площадка, отремонтированная центральная аллея, зона отдыха с доступом в Интернет, а новые указатели помогают посетителям ориентироваться в парке. Так что — милости просим!
— Вы ведь и о людях с ограниченными возможностями позаботились?
— Да, наши посетители смогут побывать на оборудованной площадке, где в специальных высоких ящиках-вазонах высажены ароматические растения, чтобы их смогли потрогать и понюхать инвалиды-колясочники. Названия растений написаны не только обычным шрифтом, но и шрифтом Брайля для незрячих. Аналогов этому в садах России нет.
— Но более всего, на мой взгляд, привлекают горожан ваши выставки.
— Выставки мы проводим регулярно: пионов, флоксов, кактусов, грибов и другие. А в гербарии Ботанического института хранится около 7 млн. гербарных образцов. Ботанический музей располагает самыми крупными в стране коллекциями древесин, семян и плодов, а также, говоря научным языком, ботанико-экономической и палеоботанической коллекциями, насчитывающими более 100 тыс. единиц хранения.
Коллекия растений открытого грунта. На заднем плане — оранжерея №1 субтропического кольца.
Флора у нас богатая
— Ваши сотрудники составили Красные книги растений для Ленобласти...
— К счастью, многие виды редких и исчезающих растений охраняются как региональным, так и международным законодательством. Но численность красивоцветущих видов, таких, например, как венерин башмачок, снижается из-за их интенсивного варварского сбора. Ботаники нашего института постоянно проводят разъяснительную работу о необходимости сохранения редких видов. В Ботаническом саду сейчас создается экспериментальный участок, где будут выращиваться редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения области, чтобы посетители смогли своими глазами увидеть то, что рвать не следует. Это многие виды орхидных, пион тонколистный, прострел обыкновенный, осока Дэвелла, венерин башмачок…
— Помните у Тютчева? «Эти бедные селенья, эта скудная природа...» Насколько разнообразна флора наших мест?
— Рискую поспорить с великим поэтом: флора Северо-Запада России включает 2730 видов растений. Из общего числа видов в Ленинградской области представлено 2580 видов. В нашей области достаточно разнообразные условия для них: и морское побережье, и гранитные обнажения Карельского перешейка, и многочисленные известняковые обнажения, и северо-таежная растительность на северо-востоке области. Кроме того, в наших местах встречаются около 3000 видов грибов.
Садовод должен быть дипломированным
— Крупные зоопарки практикуют обмен животными. Существует ли такая практика между ботаническими садами?
— Да, обмен между ботаническими садами и учреждениями практикуется с давних пор. Ботанические сады, дендрарии и другие учреждения любого ведомственного подчинения (РАН, Минобрнауки РФ, Минсельхоз РФ и др.) проводят обмен семенами, растениями, спорами и гербарными образцами. Наш Ботанический сад занимается обменом с 1808 года, а с 1835‑го ежегодно публикует специальный выпуск «Перечень семян, предлагаемых в обмен…». В нынешнем, юбилейном году выходит из печати его 151‑й номер.
— Теперь практический вопрос: можно ли у вас получить консультацию по выращиванию редких растений? Издаете литературу для садоводов и цветоводов-любителей?
— Безусловно, у нас можно получить консультации по выращиванию любых, в том числе и редких комнатных растений, если обратиться непосредственно в сад. Мы предлагаем садоводам-любителям и научно-популярную литературу.
— Наверняка вы даете квалифицированные советы озеленителям Петербурга.
— Действительно, мы даем советы или заключения по вопросам, связанным с созданием или оценкой состояния существующих зеленых насаждений. Одним из ярких примеров является участие сотрудников Ботанического сада в воссоздании висячих садов в Эрмитаже.
— Ботанический институт намерен возобновить школу садовников?
— Школа садоводства существовала в Ботаническом саду еще с начала XX века. Учащиеся получали наряду с аттестатом зрелости и официальный диплом садовода. Наиболее успевающие направлялись на стажировку в ведущие ботанические сады мира — в Германию, Голландию и т. п. К сожалению, по различным причинам в 1980-х годах школа перестала существовать. Но у нас есть все условия для возрождения школы садовников, что мы и планируем сделать в недалекой перспективе.
Кстати
В честь 300-летия в Ботаническом саду открылась выставка современной парковой скульптуры из 70 арт-объектов. Объекты будут стоять в саду до 31 октября.
Праздновать юбилей сада гости смогут так: полюбоваться пионарием и уголком редких растений, заняться буккроссингом под открытым небом, на мастер-классах получить навыки составления арт-коллажей, а маленьким разрешат запускать воздушных змеев, накладывать на себя и друзей аквагрим и развлекаться с клоунами.
Метки: Сады и парки Экология Гость «Вечёрки»
Важно: Правила перепоста материалов