Братские могилы — под угрозой?
В местах массовой гибели солдат идет вырубка леса
Известную фразу о том, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат, все знают. Воинские захоронения — это не только дань уважения павшим. Это и напоминание нам, ныне живущим, и следующим за нами поколениям о том, что война — это всегда горе. Однако порой места захоронений воспринимают как досадную помеху и территории кладбищ используют под строительство и хозяйственные нужды. Так было и во времена «развитого социализма», так, к сожалению, продолжается и поныне. Свидетельство чему — печальная история с воинскими захоронениями в роще «Угольник» Выборгского района Ленинградской области, о которой сотрудникам «Общественной приемной БМГ» рассказал Дмитрий Остряков, учитель астрономии Физико-технической школы Академического университета РАН.
— Я с выпускниками школы отправился по местам боев, проходивших во время Зимней войны с Финляндией. Как увидел, что теперь там происходит, — сердце защемило, — говорит Дмитрий Валерьевич. — Если при советской власти о тех событиях говорить было не принято, то сейчас память стирается благодаря усердию лесорубов. Многим известно, что на Карельском перешейке зачастую проводятся рубки леса с нарушениями, но даже страшно было предположить, что на рубку на совершенно законных основаниях будут отведены участки леса, где зимой 1940 года погибли многие сотни наших соотечественников.

Ради выгоды мы, как Иваны, не помнящие родства, готовы идти по останкам павших героев. Фото: Дмитрия ОСТРЯКОВА
Учитель и его бывшие ученики отправились в рощу «Угольник» в районе Дятлова. Через нее проходили траншеи Сумма-Хотиненского укрепленного района линии Маннергейма. 14 — 15 февраля 1940 года бойцы 138-й стрелковой дивизии заняли передовые траншеи финнов, ввязались в рукопашный бой, но затем попали под прямой артиллерийский обстрел. Всего за два дня боев погибли около 800 человек, 660 из них похоронены здесь. Совсем недавно, в 2000 и 2009 годах, благодаря работам поисковиков здесь было обозначено место братской могилы, были найдены и перезахоронены останки нескольких сотен бойцов (кстати, в 2009 году на траурный митинг приехали представители администрации Советска и Выборга). Полуистлевшие каски, патронташи, пулеметные диски, снарядные гильзы напоминали о жертвах. Раньше, если углубиться в лес, можно было в траншеях обнаружить колючую проволоку и даже человеческие останки. Сейчас же, по словам Дмитрия Острякова, все это уничтожено. Причем рубка проведена в непосредственной близости от захоронения, на месте траншей — там, где раньше были разложены траурные артефакты.
— Печальна судьба и еще одного мемориала. Я говорю о братском захоронении в районе финского хутора Меркки, где покоится прах более 500 советских бойцов. И оно оставлено в таком же окружении, — говорит Дмитрий Валерьевич. — А раньше здесь был красивый лес.
Сейчас по фактам вырубки леса в местах боев направлено обращение в правительство Ленинградской области. Ответ пока не пришел. Материалы также переданы в комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области. Как пояснил «ВП» пресс-секретарь комитета Никита Павлович, сложившуюся ситуацию с вырубками ведомство берет под свой контроль. Будет проведена проверка, о результатах которой мы сообщим читателям.
Но, по предварительным данным, нарушений законодательства в данном случае нет. Вырубка производилась со всеми полагающимися разрешительными документами и названные захоронения не затрагивает, до них — не менее 60 метров.
Метки: Соцзащита Безопасность
Важно: Правила перепоста материалов