Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Братья Чепмен напророчили «Конец веселья»

Граждане, возмущенные выставкой знаменитых британских художников, завалили прокуратуру жалобами. Директор Эрмитажа считает это «примером потрясающей культурной деградации общества»

 

В день святой Екатерины, когда по традиции отмечается день рождения Эрмитажа, разыгралась метель. На Дворцовой громоздились сугробы. Над аркой Главного штаба, перегороженной синим забором, колыхалась на ветру рекламная растяжка, приглашающая на выставку английских художников Джейка и Диноса Чепменов. Крупные буквы, прорывающиеся даже через клубящийся снег, складывались в слова «Конец веселья». Было немножко жутковато, словно художники пророчили конец света.

Можно предположить, что скандалы — это именно тот эффект, на который рассчитывают Джейк и Динос Чепмены


С братьев Чепмен и Генеральной прокуратуры начал свою традиционную встречу с журналистами в Эрмитажном театре и директор музея Михаил Пиотровский. 

Дело в том, что в прокуратуру поступило более сотни жалоб от граждан, оскорбленных тем, что в инсталляции «Ад», которая демонстрируется сейчас в Главном штабе на выставке знаменитых британских художников, «осквернен крест». Возмущенные граждане обвинили Эрмитаж и лично Михаила Пиотровского в экстремизме и оскорблении общественной морали. Поводом для обвинений послужили изображения клоуна Макдоналдса и плюшевых мишек, распятых на кресте (к слову, их не так-то легко найти среди тысячи фигурок фашистов, которые мочат друг друга в своем персональном аду всевозможными способами. — Прим. авт.).

«К нам пришли проверяющие из прокуратуры, мы показали им выставку, все подробно о ней рассказали, — сообщил Михаил Пиотровский. — Георгий Вилинбахов, главный герольдмейстер России, занимающийся экспертизой символов, объяснил, что значит крест, а попутно рассказал, что можно считать экстремизмом». 

Михаил Борисович в свою очередь обратился к прокуратуре с просьбой разобраться в ситуации, когда разные люди своими бесконечными письмами мешают работать музею и прокуратуре. Проверять, по его мнению, надо как раз тех, кто пишет доносы под копирку. «Мы нашли сайт, — рассказал директор, — где даются подробнейшие указания, снабженные чуть ли не пошаговыми инструкциями, как надо писать жалобы. На мой взгляд, подобные жалобы — пример потрясающей культурной деградации нашего общества. Идут якобы высокие рассуждения о кресте, за которыми нет никакой сути религиозной, богословской». 

Директор Эрмитажа убежден, что «ничего кощунственного в инсталляции братьев Чепмен нет». Кроме того, по его словам, «только музеи имеют право решать, что выставлять, а что не выставлять, что можно считать искусством, а что нельзя». 

Что касается самих братьев Чепмен, то в эфире Би-би-си они принесли извинения тем петербургским зрителям, которые сочли себя оскорбленными. Однако можно предположить, что скандалы — это именно тот эффект, на который художники и рассчитывают. В их практике «возмущение общественности» — далеко не первый случай. Достаточно вспомнить, как в 1999 году мэр Нью-Йорка правоверный католик Рудольфо Джулиани пытался запретить в Бруклинском музее выставку «Молодые британские художники», в число которых входили и братья Чепмен. В результате если кто-нибудь и не знал братьев Чепмен до иска Джулиани, то после их имена узнали все. 

 

↑ Наверх