Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Братья и сестры. Перезагрузка

В Малом драматическом театре — Театре Европы 26 апреля (в 14.00 и 19.00) сыграют обе части новой версии легендарного спектакля Льва Додина «Братья и сестры», поставленного по тетралогии Федора Абрамова

Этому спектаклю не одно поколение зрителей — причем не только в России, во всем мире — обязано уникальным опытом театральных переживаний. «Братья и сестры» версии 1985 года открыли новые грани сценической искренности, но не менее важно, что это был новый уровень — да что там, прямо-таки откровение о стране и людях в контексте истории и современности. С тех «Братьев и сестер» начался по сути МДТ Льва Додина, один из самых значительных по масштабу высказываний и колоссальных по воздействию театров мира. Они жили на сцене Малого драматического тридцать лет. Теперь в знакомых ролях выйдет на сцену молодое поколение додинского МДТ, ученики и стажеры выдающегося театрального Мастера.

Лев Додин и Дарья Румянцева на репетиции «Братьев и сестер»-2015

Собственно, нынешние «Братья и сестры» — это третья, а не вторая редакция. Потому что кроме версии 1985 года были еще не менее легендарные студенческие «Братья и сестры» — выпускной спектакль курса Аркадия Кацмана и Льва Додина 1978 года в Учебном театре ЛГИТМиКа (как тогда называлась нынешняя Театральная академия), где Мишку Пряслина — юного совестливого богатыря из забытой богом русской послевоенной деревни — играл еще не Петр Семак (он учился на следующем курсе), а ныне покойный Александр Чабан, деревенскую красавицу Варуху — Елена Попова (теперь народная артистка России, из БДТ), но уже тогда сердобольной, неистовой Лизкой Пряслиной выходила на сцену Наталья Акимова, а Егоршей — ясноглазым гармонистом-трактористом, идейным антагонистом Мишки, выбирающим в жизни не самые прямые пути, — Сергей Власов. Тогда, еще в самый разгар застоя, слухи о спектакле, где артисты, играя на разрыв аорты и с небывалой мерой подлинности, говорят то, о чем в этой стране открыто не говорил никто, распространились мгновенно: на Моховой улице в вечер «Братьев и сестер» дежурила конная милиция.

Ключевым этапом в работе над студенческими «Братьями и сестрами», как и над новым спектаклем 1985 года, стали экспедиции в Верколу, северную российскую деревню, на родину Федора Абрамова. Это был не только необходимый опыт постижения деревенского быта и уклада жизни вообще, но и ритуал приобщения к корням нации. Нынешняя молодежь МДТ тоже совершила этот ритуал — тоже косили, сеяли, ездили на лесозаготовки, знакомились с прототипами абрамовских героев или их родственниками. Словом, испытали на себе все то, без чего в этом материале на сцену выходить нет смысла. И понятно, что все равно будут сравнивать — слишком сильна магия прежних «Братьев и сестер». И естественно, что молодежь едва ли не со священным страхом и трепетом, как рассказывают в театре, осваивает декорации Эдуарда Кочергина и выверенные, живописные мизансцены Додина. Но и кураж есть, и творческий зуд — иначе не взять эту невозможную высоту. И есть глубокая личностная потребность осмыслить нашу общую историю и сделать необходимые выводы. И помочь сделать их тем, кто только вступает в жизнь в сегодняшней России.

«Братья и сестры» в версии 2015 года посвящены 70-летию Великой Победы. И будут сыграны также 9 и 10 мая.

↑ Наверх