Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Бренд революции вскоре пожелтеет

Корреспондент «Вечернего Петербурга» узнавала легенды «Октябрьской»

Надпись «Город-герой Ленинград» гарантируют сохранить.

Тренды-бренды
Слабо вы используете бренды города, попенял журналистам Питера один недавно присланный на высокий пост в Смольном столичный деятель. Вот, говорит, опросил сразу по назначении не один десяток своих влиятельных знакомцев о том, в честь кого назван Петербург, и ото всех получил неверный ответ. Вроде высокообразованные люди, а все сказали, что Северная столица  поименована в честь императора Петра Великого. В то время как — в память апостола Петра. Но страна о том не знает! А сколько еще таких незадействованных брендов в Питере…

— Ксения Блаженная, отец Иоанн Кронштадтский, — открыл нам глаза московский товарищ: надо извлекать максимум для пиара местности из ее легенд.

Раскрутка легенд
Доход с достопримечательностей — серьезный бизнес во всем мире. Те, у кого их нет, заказывают легенды места специалистам по пиару. Допустим, открыли вы отельчик на взморье Карельского перешейка, но все Куоккалы-Пенаты уже разобраны, деловые люди эксплуатируют даже тот шалаш, где у Ленина был подпольный рай с Зиновьевым. Что делать? Создаем легенду, будто именно тут стояла дача Маннергейма. И вскоре не останется на Карельском перешейке поселка, где бы не владел некогда домостроением финский маршал, иронизируют краеведы. Они достоверно знают, что дача Маннергейма — лишь та в Курортном районе, где после войны был выездной летний детсад издательства Ленинградского обкома КПСС «Лениздат». Она уже разрушена до основания новыми собственниками, но эта история — за рамками нашей темы. 

«Город-герой Ленинград»
Блокада и защита осажденного Ленинграда — не меньший бренд Северной столицы, чем Эрмитаж или классический балет императорских сцен. К счастью, переименование города в 1991 году не устранило эту надпись на площади Восстания, она по-прежнему встречает тех, кто выходит в город из здания Московского вокзала. Бывали, правда, ситуации, когда слова гасли, не освещались какие-то буквы, но «Ленсвет» быстро устранял сбои.

— И мы эти слова обязательно сохраним, — гарантируют владельцы гостиницы «Октябрьская», на фронтоне которой и была установлена надпись, когда в 1965 году городу присвоили звание «Город-герой».
Название гостиницы, отсылающее нас к революционному прошлому Петрограда, частные хозяева менять также не собираются.

Железнодорожная родословная
Вообще-то «Октябрьской» гостиница стала по названию Октябрьской железной дороги.
— Гостиницу ввели в строй в 1851 году вместе с открытием Николаевского вокзала. И назвали «Знаменской» по имени привокзальной площади, ставшей воротами в Санкт-Петербург, — рассказывает ее историю генеральный директор «Октябрьской» Владимир Иванов. — Затем она неоднократно перестраивалась, меняла владельцев, превратилась в «Северную», а затем в «Большую Северную». В начале XX века стала респектабельной, с лифтом, ванными комнатами, городскими телефонами в номерах, собственными омнибусами для развозки клиентов. Все это великолепие исчезло после революции. В 1920-х годах гранд-отель «Du Nord» передали  правлению ОЖД, и от последующего десятилетнего пребывания железнодорожников также не осталось ни следа. Ни какой-либо мебели, ни посуды, ничего.

Испанские дети, эстонское правительство
От 1930-х и 1940-х «Октябрьской» остались легенды, подкрепленные газетными публикациями и дипломатическими документами. 1937 год, октябрь, — в Ленинград теплоходами «Кооперация» и «Феликс Дзержинский» прибывает тысяча детей из охваченной гражданской войной Испании. Временно, до распределения по детдомам и интернатам всего Советского Союза, их размещают в гостинице «Октябрьская».

1944 год, февраль, — в «Октябрьской» дислоцируют правительство Эстонской Советской Социалистической Республики, временно — до освобождения Эстонии от фашистских захватчиков. Затем, в 1960-х, гостиница дает приют даже консульству Финляндии в Ленинграде. В 1967 году финские газеты живописуют будни консульских служащих в крохотных номерах, с непременными для России самоварами, хотя и электрическими. На привокзальной площади обитают рядовые, «генерал» — генеральный консул — живет в «Астории».

Это тоже традиция «Октябрьской» — здесь селят свиты, спутников. Звезды почти всегда выбирают самую престижную гостиницу Ленинграда, а затем и Петербурга — «Асторию».

Привал гастролеров
Гостиница расположена как раз на пути от Московского вокзала в БКЗ «Октябрьский», и потому неоценима для артистов-гастролеров, прибывающих в город на один-два концерта. Звезды обычно останавливаются в «Астории» или Гранд-отеле «Европа», а сопровождающий их персонал, музыканты, кордебалет находят свое артистическое пристанище в «Октябрьской», рассказывают сотрудники гостиницы.

Хотя, говорят, есть и исключения.

Концертный рояль всегда настроен для гастролирующих музыкантов, показывает генеральный директор гостиницы Владимир Иванов.

— Вот в этом номере останавливался Владимир Спиваков, — показывает генеральный директор Владимир Иванов так называемый сьют, или люкс, где есть и рояль. — Режиссер Роман Виктюк любит у нас гостить.

«Филиал Звездного городка»
Оказывается, летчики-космонавты останавливаются в Петербурге исключительно в «Октябрьской» — у нее партнерство с Роскосмосом, и гостиницу даже называют филиалом Звездного городка в Питере. Вымпел «Октябрьской» только что побывал на орбите космической станции. На прошлой неделе его доставил в отель лично летчик-космонавт и Герой России Андрей Борисенко, порядковый номер 522 среди побывавших в космосе землян. 

С Андреем Ивановичем корреспондент «ВП» прошлась по номеру Романа Виктюка, поинтересовавшись, а какие апартаменты предпочитают космические небожители.
— Именно такие, — указал Герой России на комфорт повышенной габаритности, особо ценимый после тесноты космических капсул.
— И вы здесь останавливаетесь, когда приезжаете в Петербург? — спросила питерская пресса земляка.
— Что вы, я всегда у родителей, на Кораблестроителей, — удивился Андрей Иванович самой постановке  вопроса. — Пока еще меня помнят, пускают…

За желтым фасадом
Исторический фасад гостиницы, выходящий на площадь Восстания, сейчас в строительных лесах. Его расчищают, приводя к единому знаменателю с Московским вокзалом: перекрашивают в бледно-желтый. Зеленой «Октябрьская» останется только на старых фото, и мы забудем былой салатовый колер, как уже не помним его на фасадах Московского вокзала.

Вскоре в семействе «Октябрьской» ожидается прибавление — три здания наискосок через площадь, на углу Лиговского и Невского. Лиговский, 41 — 43, ждет основательная реконструкция. На эскизах фигурирует купол, которым будет перекрыт двор. Его масштаб, конечно, внушает опасения: не получит ли Невский проспект второй «Стокманн»? Так что за событиями вокруг «Октябрьской-2» город будет следить в оба — в этом можно не сомневаться.

Алла РЕПИНА, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх